Максимизация прибыли монополии в коротком периоде
Общий подход
| ПЭК = (TR − TC) max
|
Монополист получает ПЭК в интервале объема выпуска q1 − q3 и максимизирует ее
при объеме q2. В точках A и В наклон кривых TR и TC одинаков (касательные к этим кривым в указанных точках параллельны). После этих точек производство будет прекращено. Площадь заштрихованной фигуры АВF соответствует размеру прибыли, от которой монополист отказывается. Монополист может производить дополнительную продукцию и получать положительную экономическую прибыль (ПЭК > 0), но он ограничивает производство той единицей выпуска, которая максимизирует его прибыль. Причем монополист стремится максимизировать совокупную прибыль,
а не прибыль на единицу выпуска.
|
Предельный подход
| MR = MC
|
Монополия, как и конкурентная фирма, в коротком периоде может получать при оптимальном объеме выпуска
положительную (ПЭК > 0) (рис. а)
нулевую (ПЭК = 0) (рис. б)
отрицательную прибыль (убытки) (ПЭК < 0) (рис. в)
Это зависит от взаиморасположения кривых спроса и средних издержек.
Во всех случаях кривые спроса и средних издержек одинаковы, а различия в прибыли связаны с особенностями технологии, которые отражают кривые затрат.
|
(рис. а)
Максимум прибыли достигается при объеме выпуска qm, при котором MR = MC
и P > ATC.
Но при монополии P > MR = MC. Это означает:
1) кривая MR всегда находится ниже линии цены P,
2) P > MC всегда,
3) qm < qC
Pm > PC
|
(рис. б)
При P = АТС монополист получает ПЭК = 0 (нормальную прибыль)
при оптимальном объеме выпуска qm.
|
(рис. в)
Со снижением спроса и при неизменной технологии монополист может иметь убытки (ПЭК < 0). Минимум убытков возможен при оптимальном объеме выпуска qm, при котором MR = MC и AVC < P < ATC. Фирма-монополист остается в отрасли даже при Pm < SAVCmin, что не будет для нее точкой закрытия.
Монополист покинет рынок, если Pm (qm) < SAVCmin (qm) при оптимальном объеме выпуска.
|
Для монополиста невозможно построить кривую предложения, т.к. монополист выбирает объем выпуска от величины MR (тогда как конкурентная фирма – от цены) и ориентируется на изменения в спросе.
|
Для анализа поведения монополии и других несовершенных конкурентов решающее значение имеет соотношение спроса и затрат, а не спроса и предложения, что справедливо лишь для конкурентной фирмы.
|