Особенности тактики проведения отдельных следственных действий по делам экономической направленности

Допросы. В отличие от преступлений иной направленности, рассматриваемые требуют производства допросов, когда имеется массив информации, содержащей объективные признаки совершенного преступления, нашедшие подтверждение в рассмотренных выше документальных источниках и результатах проведенных экономических экспертиз.

Учитывая, что в сферу осуществления экономической деятельности вовлекается значительное количество человек, так или иначе имеющих к ней отношение (должностные лица регистрационных, контролирующих органов; контрагенты; сотрудники предприятия и др.), следователь должен определить последовательность производства допросов субъектов экономической деятельности.

Предмет допросов определяется в зависимости от особенностей совершенного преступления рассматриваемой категории с учетом специфики конкретной финансово-экономической и хозяйственной деятельности предприятия. А в качестве субъектов допроса можно выделить: руководителя предприятия, учредителей (владельцев), главного бухгалтера, иных материально ответственных лиц, контрагентов, должностных лиц контролирующих органов, сотрудников банковско-кредитных учреждений, сотрудников правоохранительных органов, осуществлявших ранее проверку деятельности конкретного предприятия; в качестве особого субъекта допроса выступает эксперт, осуществлявший экспертизу по расследуемому уголовному делу, и др.

Специфика преступлений в сфере экономической деятельности такова, что субъекты расследуемого события могут быть в зависимом положении друг от друга и в первую очередь от руководителя предприятия. Необходимо учитывать этот фактор при подготовке допроса и предвидеть возможные ситуации оказания психологического воздействия на потенциальных свидетелей со стороны подозреваемых в совершении преступления с целью предотвращения дачи первыми заведомо ложных показаний. В криминалистической литературе рассматриваются рекомендации, направленные на преодоление противодействия расследованию преступлений в сфере экономической деятельности, поэтому обозначенная проблематика является предметом самостоятельного рассмотрения и не затронута в настоящей работе.

Объем сведений, которыми располагает следователь на момент производства допроса, позволяет выстроить комплекс вопросов: о финансово-хозяйственной деятельности предприятия; об организации и ведении бухгалтерского учета и отчетности; о фактическом распределении обязанностей между сотрудниками предприятия; о порядке учета и хранения материальных ценностей; об особенностях производственных процессов; о взаимодействии с контрагентами; о допущенных нарушениях законности; о порядке осуществления внутреннего и внешнего контроля за деятельностью предприятия; о выявленных в рамках проверок недостатках и мерах реагирования на них и другие обстоятельства, составляющие объективную и субъективную стороны конкретного преступления.

Важно в ходе производства рассматриваемых следственных действий установить давность осуществления преступной деятельности и цепь преступных взаимосвязей, степень участия каждого и полученную выгоду.

В зависимости от процессуального статуса допрашиваемого перечень вопросов, степень их конкретизации и последовательность определяется следователем. Так или иначе, при производстве допросов следователь обязан оперировать материалами уголовного дела, которые предварительно должны быть систематизированы по группам. Здесь можно сочетать имеющиеся документальные доказательства и документы, используемые с целью оказания зрительно-психологического воздействия.

По уже сложившимся в криминалистической науке правилам целесообразно осуществлять допрос тех лиц, которые склонны к даче наиболее правдивых показаний, оказавшиеся вовлеченными в преступление в силу должностной либо иной зависимости от организаторов. При этом необходимо оградить уже допрошенных лиц от основных участников преступления, для создания неопределенности у последних относительно имеющегося в распоряжении следователя объема информации о механизме и иных обстоятельствах преступной деятельности.

Часто в практике расследования преступлений в сфере экономической деятельности возникает необходимость разъяснения сведений, отраженных в заключении эксперта. В связи с этим эксперт также может быть допрошен относительно: недостаточной ясности и полноты заключения; терминологии и формулировок, требующих разъяснения; уточнения данных о компетентности эксперта и его отношении к делу; более детального описания хода исследования, использованных материалов и методов; объяснения расхождений между объемом поставленных вопросов и выводами, а также между исследовательской частью заключения и выводами; возникших расхождений между членами экспертной комиссии и т. д[9].

Выемка (обыск). Как правило, расследование на первоначальном этапе преступлений в сфере экономической деятельности начинается с производства выемки (обыска) и изучения учетной документации и электронных носителей, на основании которых делаются записи в учетных регистрах, журналах, счетах. С помощью документов даются распоряжения о совершении финансово-экономических операций, заключении сделок, договоров; документы отражают выполнение этих распоряжений, они имеют правовое значение, устанавливают ответственность исполнителей за проведенные ими финансовые, хозяйственные операции.

По делам о преступлениях в сфере экономической деятельности проводятся личные обыски, обыски по месту работы и по месту жительства подозреваемых, а также по месту жительства членов их семей, близких родственников и знакомых. Личный обыск, как правило, сопутствует задержанию подозреваемого. Цель такого обыска – обнаружение в одежде, личных вещах обыскиваемого документов, вещественных доказательств, свидетельствующих о совершении данного и других преступлений. Планируя задержание и личный обыск задержанного, следователь должен предусмотреть меры, препятствующие тому, чтобы преступники смогли выбросить уличающие доказательства или воспользоваться оружием против членов следственно-оперативной группы.

Эффективность обыска во многом обеспечивается его внезапностью. Поэтому проведение обыска в первые дни, а иногда и часы после возбуждения уголовного дела должно быть общим правилом при расследовании экономических преступлений. Разумеется, из этого правила могут быть исключения. Например, нецелесообразно проводить обыск у подозреваемого, когда уголовное дело возбуждается по материалам контролирующих органов, т.е. когда к соответствующему решению следователя подозреваемый заранее подготовлен. Однако следует учитывать, что внезапным может быть и повторный обыск.

Своевременное проведение выемки документов лишает преступников возможности скрыть от проверки и следствия или уничтожить документы, имеющие доказательственное значение. Выемки следует производить не только в помещении бухгалтерии, но и в кабинетах руководящих работников, на складе материальных ценностей, в архиве, секретариате. Для получения документов учета операций по счетам в банках следует направлять, в эти банки официальные запросы. При изъятии документов бухгалтерского учета необходимо также с помощью специалиста-программиста и бухгалтера снять копии файлов с компьютерных программ складского, бухгалтерского учета и отчетности. В памяти компьютера хранятся информация о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, заключенных договорах, ценах реализации, деловая переписка, приказы, распоряжения, иные документы, имеющие отношение к расследуемому событию.

Обнаруженные и изъятые черновые и неофициальны учетные записи позволяют установить обстоятельства совершения финансово-хозяйственных операций. Сопоставление данных неофициального учета с данными бухгалтерской и налоговой отчетности позволит выявить и доказать преступную деятельность. Документы неофициального учета могут содержать сведения о хозяйственных операциях; сделках, которые не нашли должного отражения в бухгалтерских документах; реализации товара (продукции) и оказании услуг; поступлении на склад товара; размерах полученной выручки. Данные из документов неофициального (чернового) учета позволяют полностью проследить финансово-хозяйственную деятельность предприятия даже тогда, когда бухгалтерский учет не велся или велся ненадлежащим образом. С помощью неофициального учета появляется возможность установить факты завышения цен реализации, продажи неучтенных товаров и т. д.

Работа с документами. Одна из закономерностей расследования дел о преступлениях в сфере экономической деятельности – широкое использование в доказывании документов как источника сведений о преступлении. Это обусловливается, прежде всего, спецификой экономических преступлений. Они маскируются законной предпринимательской или хозяйственной деятельностью, совершаются под видом различных операций и сделок. В этой связи документы при расследовании данной категории дел являются основным источником информации о преступлении.

Документы относятся к основным источникам информации о событии преступления, его способе, исполнителе, других обстоятельствах, свидетельствующих об организованной преступной деятельности или создания условий для такой деятельности. В результате исследования документов можно установить широкий круг обстоятельств, относящихся к предмету доказывания по уголовному делу: способ совершения преступления, виновных лиц, мотив и цель преступления, характер и размер причиненного ущерба, обстоятельства, способствовавшие совершению преступления и т.д.

Как показывает практика, документы обычно исследуется специалистами при проведении ревизий, инвентаризаций, аудиторских проверок, судебных (почерковедческих, технико-криминалистические, бухгалтерских и т.д.) и иных экспертиз. Но и сам следователь должен хорошо разбираться в соответствующих документах, знать их назначение, где, в каких организациях, учреждениях и т.д. они могут находиться, каким способом их можно получить, как производить отбор и систематизацию, какие приемы и средства можно использовать при осмотре и исследовании и т.д.

Таким образом, работа следователя с документами – одно из важных направлений деятельности по расследованию преступления. Этому направлению присущи свои задачи, свои принципы, методы и средства и приемы деятельности.

Работа с документами предполагает также предварительное ознакомление со структурой и характером деятельности предприятия (учреждения), где имело место преступление; ознакомление с документооборотом и системой учета имущества (как бухгалтерского, так и оперативного); выявление смежных организаций, связанных со снабжением данного предприятия и сбытом ее продукции; изучение нормативных актов, регламентирующих соответствующую сферу деятельности, а также изучение приказов и распоряжений, на основе которых составляются другие документы. Все это является важным условием для целенаправленной и эффективной работы с документами в целях раскрытия и расследования преступления.

Так, основным документом, в соответствии с которым осуществляется бухгалтерский учет в конкретной организации, является приказ или распоряжение ее руководителя по содержанию принятой на отчетный год учетной политики. Изучая этот приказ, следователь может получить информацию обобщающего характера, касающуюся всех сторон финансово-хозяйственной деятельности юридического лица. Таким образом, он может установить систему документооборота, принятую в данной организации; взаимосвязь документов, которыми оформляются хозяйственные операции; особенности оформления отдельных операций, лиц, ответственных за надлежащее их оформление и т.д. Знание данного приказа позволяет вскрывать различные упущения и недочеты в деятельности юридического лица (недостатки в контроле и учете), способствующие совершению преступления, помогает восстановить данные бухгалтерского учета при отсутствии тех или иных документов и т.д.

Важным организационным моментом работы с документами является установление предприятий, учреждений и организаций, где могут находиться интересующие следствие документы, выяснение их наименования, вида, значения для дела.

Большую помощь в решении соответствующих вопросов могут оказать специалисты: бухгалтера, экономисты, технологи, товароведы и т.д. Например, специалист-товаровед может проконсультировать следователя о документах, которые могут иметь значение для дела в связи с исследованием определенного товара. Это могут быть:

- документы, несущие информацию об особенностях происхождения изделий (сертификаты, удостоверения о качестве, технические паспорта, ярлыки);

- товаросопроводительные документы, характеризующие качество товара и упаковки перед сдачей его на склад готовой продукции и отправкой покупателю (спецификации, счета-фактуры, товарно-распорядительные накладные, упаковочные листы, отвесы, ярлыки);

- товарно-распорядительные (отгрузочные) документы, содержащие информацию об условиях и сроках транспортирования (квитанции о приемке груза, железнодорожная накладная, коммерческий акт);

- приемные документы, в которых зафиксированы характеристики качества товара при приемке (данные о приемке товара и методах испытания – акты разбраковки товаров, приемно-расходные накладные, акты уценки и переоценки, паспорта на товары, акты санэпидемстанций и др.);

- складские документы, содержащие сведения об условиях хранения товара;

- претензионные материалы и др[10].

Установив учреждения, предприятия, где могут находиться интересующие следствие документы, следователь должен избрать определенную последовательность поиска документов и решить вопрос о их способе их получения.

По рассматриваемой категории дел систематизация – это один из важнейших принципов работы с документами. Следователь должен уметь анализировать и группировать документы. Систематизация документов может быть проведена по различным принципам: по видам документов, по лицам, по эпизодам, по производственным, бухгалтерским операциям, местам составления документов и т.д[11].

Для выяснения обстоятельств расследуемого события могут изучаться как отдельные, так и группы документов, отражающих одну и ту же или взаимосвязанные операции (сделки).

Документальные источники информации об обстоятельствах изучаемого события преступления образуют определенную систему, что позволяет объединить их в отдельные группы, определить информационное содержание и места нахождения. Можно выделить следующие группы документов:

- организационно-правовые: регламентируют создание, регистрацию субъектов хозяйствования независимо от форм собственности; основания их ликвидации; основные направления деятельности, полномочия и ответственность за нарушения действующего законодательства;

- учредительные документы - по образованию и регистрации субъекта хозяйственной деятельности независимо от форм собственности (в частности: протокол собрания учредителей, уставный договор; заявление и Устав субъекта хозяйствования; лицензия на право осуществления определенных видов предпринимательской деятельности; решение исполкома или распоряжения главы государственной местной администрации о регистрации для отдельных организаций, иных форм предпринимательской деятельности);

- регламентирующие документы: - решения, приказы, распоряжения, регламент, производственно-технические и должностные инструкции, протоколы собраний и т. д.;

- распорядительные документы - отражают организационно-распорядительную и административно-хозяйственную деятельность руководителей субъекта хозяйствования независимо от форм собственности, их заместителей, отдельных служебных лиц и структурных подразделений;

- бухгалтерские учетные документы -в них содержатся сведения о производственно-хозяйственных, финансово-экономических операциях и их отражение в учете, данные о финансовой состоятельности хозяйствующего субъекта, о приобретениях и расходах, непосредственных исполнителях этих операций и причастных к ним лицах, соблюдении финансовой дисциплины и др. В свою очередь, бухгалтерские документы можно сгруппировать в следующей последовательности: первичные, производные, исполнительные, комбинированные, разовые, накопительные, внутренние и внешние;

- документы, отражающие финансовые операции, -они являются источниками информации о финансовом состоянии и платежеспособности субъекта хозяйственной деятельности; своевременности и законности его расчетных операций; обоснованности получения кредитов, их расходования и своевременности возврата; об уставном характере ведения финансово-экономических операций, обоснованности получения и расходования бюджетных средств;

- документы, отражающие формирование фондового рынка (ценных бумаг), - ломбардные списки Центробанка России, реестр эмитируемых коммерческими банками ценных бумаг;

- приватизационные документы, используемые для незаконной приватизации государственного, коммунального имущества; незаконных действий в отношении приватизационных бумаг, хищений государственного или коммунального имущества под видом приватизации;

- документы, отражающие производственно-хозяйственные операции, - накладные, наряды, платежные ведомости, акты приемки выполненных работ, товарно-транспортные накладные и т. д.;

- договорные документы, связанные с подготовкой, заключением, исполнением договоров субъектом предпринимательской деятельности, проведением финансовых операций по перечислении денежных средств в счет оплаты по договорам, - протоколы о намерениях, переписка сторон, экономические расчеты по договорной цене; договоры купли-продажи, займа, кредита, переуступки требований, поручения, залога, мены (бартер), а также дополнительные соглашения к договорам; протоколы разногласия; документы о расходах, оплате договорных обязательств и др.;

- документы по учету кадров - приказы, трудовые договоры, контракты, трудовые соглашения, листы по учету кадров; справки о заработной плате; штатное расписание и оклады; производственно-технические инструкции и др.;

- документы контролирующих органов;

- документы правоохранительных и правоприменительных органов - материалы проверок по соблюдению законодательства проведенных органов прокуратуры; копии приговоров, судебных решений; договоры, сделки, нотариально удостоверенные, связанные с производственной, хозяйственной, финансовой, внешнеэкономической деятельностью субъекта хозяйствования и др.;

- электронные документы - программы, компьютерные записи; базы данных, подтверждающие производственно-хозяйственных, финансово-экономических, внешнеэкономических операций; электронных платежей и т. д.;

- «черновые документы»;

- личные документы участников совершенных преступлений.

Приведенная выше криминалистическая классификация документов облегчит обнаружение следов преступной деятельности при совершении преступлений в сфере экономической деятельности.

Проведение ревизий по требованию следователя. Необходимость в проведении ревизии может возникнуть как в процессе расследования преступления, так и в стадии возбуждения уголовного дела. В таком случае с помощью ревизии проверяется информация о преступлении в целях решения вопроса о возбуждения уголовного дела.

Процессуальным основанием для производства ревизии ст. 144 УПК РФ, согласно которой при проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь и руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов. В соответствии с п.3 ст. 144 УПК РФ при необходимости производства документальных проверок и ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

Практика использования документальной проверки и ревизии как средств проверочной деятельности выявила ряд проблем, требующих своего разрешения. Основная проблема заключается в несовершенстве, неполноте правовой регламентации этих форм использования специальных знаний в уголовно-процессуальном законе[12].

Так, предоставляя право требовать проведения документальной проверки и ревизии, закон не определяет, каков порядок осуществления этого права. Очевидно, решая этот вопрос, следует исходить из того, что право требования, как и любое другое право такого характера, предполагает возможность реализации, предъявление его тому, кому оно корреспондируется. Из этого следует, что решение как намерение реализовать это право должно быть облечено в определенную форму. Учитывая, что такая форма решений как постановление допускается лишь при проведении предварительного расследования (п. 25 ст. 5 УПК РФ), можно сделать вывод, что свое решение следователь (руководитель следственного органа, дознаватель) должен выражать в отношениях (письмах), направляемых на имя руководителя ревизионного подразделения. Если предполагается проведение ревизии внештатным сотрудником, то письмо должно быть составлено непосредственно на его имя.

Еще один вопрос, на котором следует заострить внимание, это вопрос о сроках проведения ревизии и проверки. Как уже отмечалось, теперь в случае проведения документальной проверки и ревизии срок разрешения сообщения о преступлении может продлеваться до 30 суток. Означает ли это, что данный срок является предельным и для документальной проверки и ревизии, проводимых по требованиям правоохранительных органов. Ответ на этот вопрос содержит в себе ключ к решению и другой, не менее значимой проблемы, а именно: возможно ли проведение ревизии и документальной проверки в стадии расследования. Как известно, в УПК РФ нет нормы, предусматривающей право требовать назначения ревизий и документальных проверок в ходе расследования преступлений. Это дает основание сторонникам соответствующего взгляда делать вывод о том, данные формы использования специальных познаний в стадии расследования теперь невозможны, а стало быть срок 30 суток, указанный в п. 3 ст. 144 УПК РФ, это предельный срок и для документальной проверки и ревизии.

Так ли это на самом деле? Полагаем, что не так. Данный срок касается только времени разрешения сообщений о преступлениях и не может распространяться на время проведения документальной проверки и ревизии. Такой вывод основывается на том, что предмет ревизии (документальной проверки) не исчерпывается кругом вопросов (заданий), имеющих значение для правильного разрешения заявлений и сообщений о преступлении, поскольку включает еще и круг вопросов, представляющих интерес для раскрытия и расследования преступления. Поэтому прекращение ревизии в связи с возбуждением уголовного дела в подобных случаях могло бы серьезно сказаться на раскрытии и расследовании преступлений[13].

Решая вопрос об организации ревизии, следователь должен определить: какие обстоятельства можно выяснить с помощью ревизии; на каких объектах и с использованием каких методов ее следует провести; деятельность каких должностных лиц необходимо подвергнуть ревизионной проверке; какой период их работы подлежит исследованию; какие специалисты потребуются для разрешения вопросов, подлежащих ревизионной проверке, и сколько времени предоставить ревизорам для выполнения поставленных перед ними задач.

До начала ревизии следователь должен ознакомиться с планом и программой проведения ревизии, определить, насколько они соответствуют тем задачам, которые поставлены перед ревизией. При необходимости следует внести коррективы в эти документы, поскольку, как отмечают специалисты, удачно составленный план ревизии – это уже половина успеха.

В процессе проведения ревизии следователь должен периодически получать информацию от ревизора и сопоставлять ее с материалами расследования преступления (предварительной проверки). Своевременно получение такой информации позволяет уточнить поставленные перед ревизором задачи, а также скорректировать план раскрытия и расследования преступления (предварительной проверки)[14].

Экспертизы. Расследование преступлений в сфере экономической деятельности влечет за собой необходимость производства судебно-экономических экспертиз, относимых к отдельному классу экспертных исследований, объединенных общностью знаний совокупности наук экономического профиля.

Судебно-экономическая экспертиза – процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом-экономистом, по вопросам, разрешение которых требует специальных познаний в области экономической науки, поставленных перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному уголовному делу[15].

На сегодняшний день судебно-экономическая экспертиза проводится экспертами государственных экспертных учреждений – МВД России, Минюста России и негосударственными экспертами. Как в МВД России, так и в Минюсте России ведомственными приказами утверждены свои выполняемые внутри ведомства классификации судебных экспертиз.

В системе ОВД России в классификации судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях, выделено 4 рода судебно-экономической экспертизы:

- бухгалтерская (исследование содержания записей бухгалтерского учета);

- налоговая (исследования исполнения обязательств по исчислению налогов и сборов);

- финансово-аналитическая (исследование финансового состояния);

- финансово-кредитная (исследование соблюдения принципов кредитования)[16].

В Минюсте России в классификации судебных экспертиз выделено 3 рода судебно-экономической экспертизы:

- бухгалтерская экспертиза (исследование записей бухгалтерского учета с целью установления наличия или отсутствия в них искаженных данных);

- финансово-экономическая экспертиза (исследование показателей финансового состояния и финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта, исследование признаков и способов искажения данных о финансовых показателях, влияющих на финансовый результат и расчеты по обязательствам хозяйствующего субъекта; исследование расчета долевого участия учредителей (акционеров) в имуществе и распределяемой прибыли хозяйствующего субъекта; исследование признаков и способов искажения данных о финансовых показателях, характеризующих платежеспособность, кредитоспособность, использование и возвратность кредитов хозяйствующего субъекта; исследование показателей, характеризующих формирование размера (величины) оплаты труда с целью установления отклонений от действующих норм);

- товароведческая экспертиза (исследование промышленных (непродовольственных) товаров, в т.ч. с целью проведения их оценки; исследование продовольственных товаров)[17].

Особое значение имеют судебно-экономические экспертизы. Они позволяют на основе изучения документов хозяйственного учета установить фактические данные о совершенных финансово-хозяйственных операциях, экономических показателях, наличии или отсутствии хозяйственных средств и пр. в предмет судебно - экономической экспертизы являются:

- фактические данные о хозяйственных операциях с участием организаций, индивидуальных предпринимателей или физических лиц в определенный период;

- отражение хозяйственных операций в первичных учетных (или иных) документах, в регистрах учета (бухгалтерского и налогового) и формах отчетности (бухгалтерской и налоговой);

- выполнение требований действующего законодательства (в пределах специальных познаний эксперта-экономиста) при отражении фактически совершенных хозяйственных операций в регистрах учета (бухгалтерском и налоговом) и формах отчетности (бухгалтерской и налоговой).

Выделяют следующие виды экономических экспертиз:

- судебно-бухгалтерская экспертиза;

- финансово-аналитическая экспертиза;

- финансово-кредитная экспертиза.

Предмет судебно-бухгалтерской экспертизы по уголовным делам о преступлениях в сфере экономики состоит в установлении наличия или отсутствия фактов:

- несоблюдения требований по надлежащему и своевременному документированию совершенных хозяйственных операций;

- несоблюдения установленных правил и требований к организации и ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности;

- использования доходов и иного имущества организации или учреждения на цели, несоответствующие материальным интересам собственников доходов (акционеров, учредителей, работников организации и др.);

- использование доходов, как результата предпринимательской деятельности, с соблюдением условий специального разрешения (лицензии), когда наличие разрешения (лицензии) обязательно;

- получение доходов, включая налоги, не уплаченные в бюджеты различных уровней Российской Федерации, и иного имущества на личные цели распорядителя доходами от предпринимательской деятельности и (или) имуществом;

- использование налогов, не уплаченных в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды, на различные цели предпринимательской деятельности.

Согласно п. 5 Инструкции о производстве судебно-бухгалтерских экспертиз объектами судебно-бухгалтерской экспертизы являются первичные и сводные документы бухгалтерского учета, содержащие фактические данные, необходимые для дачи заключения. Предметом данной экспертизы является исследуемый экспертом способ бухгалтерского учета, установление условий и приемов совершения учетных операций и записей, места, времени, механизма, способа, качественной и количественной характеристики искажения учетных данных.

Каждая экспертная задача должна конкретизироваться применительно к обстоятельствам уголовного дела. Судебно-бухгалтерская экспертиза тесно связана с другими родами судебно-экономических экспертиз, поэтому такие задачи, как обоснованность списания материальных ценностей или денежных средств, способы сокрытия недостач и другие, могут потребовать проведения других родов судебно-экономических экспертиз.

Примерный перечень вопросов, разрешаемых в рамках судебно-бухгалтерской экспертизы:

- не имеется ли в представленных документах изменений в составе счетов, в содержании счетных записей, создавших возможность устранения в учете дебиторской задолженности;

- не содержится ли в Главной книге противоречивых счетных записей;

- с помощью каких бухгалтерских операций была занижена сумма прибыли, полученной в конкретный период;

- не повлекли ли занижения (завышения) себестоимости продукции неправильное отражение на счетах конкретной суммы расходов? Если да, то на сколько;

- не усматривается ли в записях по конкретному счету признаков неотражения или частичного отражения операций по реализации продукции на конкретную сумму; если да, как это повлияло на баланс предприятия;

- не допущено ли в системе счетных записей, отражающих расчетные операции по заработной плате, отступлений от Правил учета; если да, то в чем они заключаются и как повлияли на величину учетного остатка;

- каким способом были завышены при составлении баланса конкретные статьи расходов, каков механизм искажения учетных записей;

- не искажены ли в учете данные, отраженные на конкретном счете; если да, то каков механизм искажения;

- не относится ли представленные на экспертизу записи к разряду записей учетного характера; если да, то не имеют ли они общности по содержанию с записями официального бухгалтерского учета;

- к какому виду счетных записей относятся данные, обнаруженные у конкретного лица;

- по какой группе счетных записей (учетных данных) усматриваются расхождения с черновыми записями и на какую сумму;

- имеют ли представленные на исследование материалы записи, тождественные данным бухгалтерского учета;

- отражением каких учетных операций являются представленные на исследование записи;

- оставлены ли представленные записи лицом, имеющим навыки бухгалтерского учета;

- каково возможное содержание конкретных показателей (записей), отсутствующих в учетных документах;

- каковы истинные показатели бухгалтерского учета.

При наличии в уголовном деле «черновых» записей эксперту бухгалтеру могут быть поставлены на разрешение следующие вопросы:

- соответствуют ли представленные на экспертизу счетные записи записям официального бухгалтерского учета;

- имеют ли представленные на исследование материалы записи, аналогичные данным бухгалтерского учета;

- каковы тип и вид учетных данных, аналогичных данным «чернового» учета;

- отражением каких учетных операций являются представленные на исследование записи;

- составлены ли представленные записи лицом, имеющим навыки ведения бухгалтерского учета.

Судебная финансово-экономическая экспертиза назначается для решения вопросов, которые касаются финансовой деятельности предприятий, ставших объектами расследования правоохранительных органов. Это, прежде всего, относится к злоупотреблениям должностных лиц, связанным с применением для предприятий нормативов налога на прибыль (доходы), исчислением суммы взносов в бюджет, необоснованным занижением нормативов одним предприятиям, кооперативам и завышением другим; нарушением требований нормативных документов в части установления цен на изготовляемую продукцию с целью получения завышенной прибыли (доходов); фальсификацией финансовых расчетов плана доходов и расходов (расчетов издержек на производство, образование специальных фондов на ремонт основных средств, модернизация и др.). Кроме того, этот вид экспертизы исследует вопросы, связанные с демократизацией управления и экономической состоятельности предприятий в условиях рынка: соблюдение законодательных актов, которые регулируют финансовые отношения с государственным бюджетом, выполнение договорных обязательств меду поставщиками сырья и покупателями продукции, распределение прибылей (доходов) и дивидендов между отечественными и зарубежными партнерами совместной хозяйственной деятельности, выплата дивидендов, операции с ценными бумагами, инвестициями и др. Вместе с тем экспертиза исследует денежно-финансовые отношения во всех звеньях управления экономикой.

В этой связи можно определить примерный перечень вопросов для назначения судебной финансово-экономической экспертизы:

- каково финансовое состояние организации;

- каковы платежеспособность и кредитоспособность организации на определенную дату (как правило, на дату совершения преступления);

- каковы структура и динамика расходов и доходов организации;

- имеются ли в структуре и динамике расходов и доходов диспропорции, повлиявшие на величину балансовой прибыли и связанные с ней показатели;

- имеются ли в финансовых документах искажения отчетных данных о прибыли и убытках организации;

- имеется ли необоснованное завышение сумм денежных средств, оставляемых в распоряжении организации;

- имеются ли отклонения (недоплаты, переплаты) по отдельным статьям дохода и направлениям расходования денежных средств;

- какова степень обеспечения организации оборотными средствами и причины образования кредиторской и дебиторской задолженности на конкретную дату;

- имеются ли завышение продажных цен, занижение закупочных цен, превышение предельного уровня рентабельности и признаки получения сверхприбыли организацией;

- соответствуют ли отчетные данные организации ее финансовому состоянию и хозяйственному положению, если нет, то какие экономические факторы привели его к неплатежеспособности;

- позволяло ли финансовое состояние организации предоставить ссуду другой организации; если да, то за счет каких финансовых источников;

- соответствует ли себестоимость продукции (работ, услуг) организации проведенным ее затратам; если нет, то повлекло ли это несоответствие занижению данных о прибыли предприятия;

- какие финансово-хозяйственные операции организации свидетельствуют об отвлечении денежных средств из хозяйственного оборота и их нецелевом использовании.

Предметом судебной инженерно-экономической экспертизы являются фактические данные, устанавливаемые в отношении отдельных сторон производственного процесса, экономической эффективности новаций в сфере производства, негативных явлений в системе оплаты труда, а также условий, способствовавших их появлению. В общем виде суть данного исследования представляет собой анализ связей и зависимостей между интересующими орган расследования экономическими показателями одного или нескольких направлений хозяйственного процесса и базовыми показателями для его расчета. Для проведения судебной инженерно-экономической экспертизы должны быть представлены документы экономического субъекта о калькуляции стоимости производимого продукта труда, о затратах, техническая документация о производственных мощностях и характеристика имущественного комплекса, технические расчеты и иные документы, подтверждающие принятие хозяйственного решения (приказы, распоряжения, письма и т. п.).

Обобщенный перечень вопросов для назначения экспертизы можно представить в следующем виде:

- не допущены ли организацией отступления от правил расчета экономического эффекта от внедрения новой техники; если да, то какие и как они повлияли на себестоимость продукции и прибыль организации;

- имеются ли данные об искажении производственных результатов деятельности организации и производительности труда;

- каков способ искажения производственных результатов;

- имеются ли отклонения уровня заработной платы от производительности и результатов труда;

- каков трудовой вклад конкретного лица или коллектива в результаты производственной деятельности, в соответствии с которыми распределяется между работниками чистая прибыль;

- каков имущественный вклад (доля) учредителя (участника) в соответствии с его вкладом в уставной капитал (пай) организации и продукт труда коллектива.

Кроме вышеуказанных видов экспертиз возникает необходимость производства и других. К таковым можно отнести следующие: судебно-товароведческая экспертиза, судебно почерковедческая, судебно-техническая экспертиза реквизитов документов, судебные компьютерно-технические экспертизы и др.

При поступлении материалов проведенного исследования следователь обязан проверить достоверность заключения эксперта. Существует два аспекта оценки: оценка заключения эксперта с позиции процессуальной допустимости проведения исследования; оценка допустимости специальных способов исследования. Так или иначе, необходимо проверить, наличествует ли в заключении обоснование выбора специальных методик и ссылка на их апробированность, хотя при этом следователь не оценивает заключение с точки зрения специальных знаний.

Расследование преступлений в сфере экономической деятельности определяет необходимость производства и иных следственных действий, таких как очная ставка, следственный эксперимент, проверка показаний на месте и др. Тактические рекомендации по их производству охватываются особенностями совершенного преступления.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: