Культура как предмет философского анализа

1.Историко-философские традиции в анализе культуры и её современные концепции.

2.Материальная культура и её основные элементы.

3.Сущность и структура духовной культуры.

4.Закономерности развития и основные функции культуры.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

Философия культуры - раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. Термин введен в нач. 19 в. нем. романтиком А.Мюллером. Проблематика Ф. к. впервые осознается софистами, сформулировшими антиномию природного и нравственного (отождествляемого с культурой).

Культура - (от лат.cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), специфический способ организации и развития человеч. жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Цивилизация - (от лат civilis - гражданский, государственный) 1) синоним культуры. 2) Уровень, ступень обществ. развития, материальной и духовной культуры (антич. Ц.). 3) Ступень обществ. развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф.Энгельс).

Личность - индивидуальный человек как субъект общественной жизни, общения и деятельности, а также - своих собственных сил, способностей, интересов, устремлений и т.д. В Л. снимается противоположность внешней и внутренней жизни индивидуального человека; собственно, процесс личностного бытия и протекает как постоянное снятие противоположности между внешним и внутренним в самореализации человека.

Свобода - способность человека овладевать условиями своего бытия,

преодолевать зависимость от природных и социальных сил, сохранять возможности для самоопределения, выбора своих действий и поступков.

Экзистенциализм - одно из влиятельных направлений западной философии ХХ в., для которого характерна антропологическая ориентация; в центре его внимания - проблемы смысла жизни, индивидуальной свободы, ответственности.

Смысл жизни человека - эйдос индивида, умопостигаемая целостность всех проявлений его души. Стихия С.ж. - не материя и не энергия, а информация. Догадка о чьем-либо С.ж. (в том числе о собственном) есть попытка понять скрытую форму правления души в теле, заключить о характере, индивидуальном складе личности, судить об “идее индивида”.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. - М.: Изд.-во МГИК, 1992.

2. Зиммель Г. Философия культуры. - М.: Юрист, 1996.

3. Губман Б.Л. Западная философия культуры ХХ века. - Тверь: Издат. фирма “ЛЕАН”, 1997.

4. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991.

5. Ионин Л.Г. Социология культуры. - М.: “Логос”, 1998.

6. Каган М.С. Философия культуры. - Спб.: Лань, 1996

7. Куличков И.Л. Сущность и структура художественной культуры. / Человек.

История. Общество. Учёные записки. - Челябинск: Изд. ЮурГУ, 1995.

8. Куличков И.Л. Культура материального производства как объект

социологического исследования. / Проблема человека в историческом

процессе. Учёные записки. - Челябинск: Изд. ЮурГУ, 1999.

9. Культурология. ХХ век: Антология. М.: Юрист, 1995.

10. Мир философии. Книга для чтения. - М.: Издат. Политической литературы,

1991. Ч.2.

11. Самосознание европейской культуры ХХ века. / Под ред. Р.А. Гальцева

М.: Политиздат, 1991

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Рассмотрение этого вопроса требует изучения тех подходов к культуре, которые сложились в философии на протяжении её многовекового развития. Вам нужно знать какие представления о культуре сложились в философии Древнего мира, в чём заключались особенности средневекового понимания культуры, что нового во взглядах на культуру появилось в эпоху Возрождения, какова была точка зрения просветителей на культуру и на противоречивость культурного развития человечества. Следует разобраться в том, как понимали культуру представители немецкой классической философии (Кант, Гегель, Фейербах и др.), в чём отличие марксистского понимания культуры от предшествующей философской традиции. Анализируя русскую философию, выясните, чем различались между собой философско-культурологические концепции западников и славянофилов в России в Х1Х веке (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, П.Я. Чаадаев, К. Н. Леонтьев, Н. Н. Страхов, Н. Я.Данилевский, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, А. Н. Герцен), какие проблемы культуры рассматривались в русской философии конца Х1Х - начала ХХ в.в. (В.С. Соловьёв, С. Л. Франк, Л.П. Карсавин, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский, Н. О. Лосский и др.). Среди западноевропейских концепций культуры обратите внимание на теории культурно-исторических типов и локальных цивилизаций (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин), на символическую теорию Э. Кассирера. Выясните как решался вопрос о происхождении культуры в западноевропейской концепции игровой культуры (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет), какую роль в возникновении и развитии культуры отводили бессознательному психоанализ и аналитическая психология (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм). Затем обратите внимание на различные трактовки культуры в современной отечественной философии и культурологии. Сопоставьте их и приведите то понимание культуры, которое представляется Вам наиболее убедительным.

Дайте анализ материальной культуры. Подумайте над тем, что лежит в основе деления культуры на материальную и духовную. Выделите такие её составляющие как культуру материального производства, материальную культуру быта, культуру физического развития человека. Подчеркните роль материальной культуры в жизни общества.

Рассмотрение духовной культуры. Требует знания того знания того, что такое духовная культура, чем она отличается от культуры материальной? Каковы её основные составляющие? Отметьте различные виды духовной культуры (нравственную, политическую, правовую, эстетическую, экологическую и др.), чем они отличаются друг от друга, каковы критерии, позволяющие судить о степени их развития, какие пути их формировании, какое место они занимают в жизни общества и какие функции выполняют. Рассмотрите такие составляющие духовной культуры как нормы, обычаи, традиции. Дайте характеристику процессам производства, сохранения, распространения и потребления ценностей и благ культуры.

Выясните закономерности развития культуры. Укажите на обусловленность культуры социально-экономическими условиями жизни общества, не упуская при этом из поля зрения её относительную самостоятельность, проявляющуюся в том, что культура может либо опережать либо отставать от темпов развития материального производства. Проанализируйте такие закономерности развития культуры, как преемственность и противоречивость. Опираясь на идеи Ж.Ж Руссо и Л.Н. Толстого покажите противоречия между естественностью и искусственностью в культуре. Вскройте диалектику свободы и нормативности, исходя из того что культура, с одной стороны, является сферой человеческой свободы, но, с другой стороны, выступает как система моральных, правовых, религиозных, политических, художественных и т.д. правил, стандартов, образцов, формирующих человека. На примере истории культуры покажите наличие в ней общечеловеческих и социально обусловленных моментов. Как они проявляются в тех или иных видах культурной деятельности? Проанализируйте единство национального и межнационального в культуре. Вопрос о функциях культуры рассматривается в большинстве учебных пособий и не вызовет у Вас затруднений.

В заключение дайте характеристику нынешнему состоянию культуры в нашей стране.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: