Максимизация прибыли конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

В долгосрочном периоде фирмы, изменяя величину всех вовлекаемых в производство ресурсов, стремятся оптимизировать свой размер и минимизировать долгосрочные средние издержки.

В долгосрочном периоде фирмы, уже находящиеся в отрасли, располагают достаточным временем, чтобы либо расширить, либо сократить свои производственные мощности, и также число фирм в отрасли может либо увеличиваться, либо уменьшаться по мере того, как новые фирмы вступают или существующие фирмы покидают отрасль.

Дальнейшая главная цель анализа – описать приспособления фирмы к изменяющимся условиям и определить условия долгосрочного равновесия фирмы в условиях совершенной конкуренции.

Рассмотрим вначале, что происходит с издержками фирмы в долгосрочном периоде. По мере увеличения рассматриваемого периода времени для отдельной фирмы исчезает различие между постоянными и переменными издержками. Для увеличения получаемой прибыли фирма стремится к снижению средних издержек, поэтому в долгосрочном периоде она изменяет свои размеры при изменении объёмов производства. В графической интерпретации это будет выглядеть как переход с одной краткосрочной кривой средних издержек (АТС1) на другую (АТС2). Если рассмотреть несколько вариантов краткосрочных кривых средних издержек фирмы, соответствующих разным объёмам производства, то можно построить кривую долгосрочных средних издержек фирмы.

Издержки производства

АТС1 АТС6 LAC

Q

Долгосрочные средние издержки фирмы.

Если имеет место положительный эффект масштаба, то кривая долгосрочных средних издержек (LAC) имеет отрицательный наклон. В случае увеличения издержек от роста масштабов производства – кривая LAC имеет положительный наклон, что свидетельствует об убывающей отдаче от масштаба. Таким образом, при планировании долгосрочного расширения или сокращения объёмов производства фирма стремится найти оптимальный свой размер и минимизировать долгосрочные средние издержки.

Рассмотрим теперь, как изменяется равновесие фирмы в долгосрочном периоде при изменении числа фирм в конкурентной отрасли. В условиях совершенной конкуренции фирмы могут свободно вступать в отрасль или покидать её. Если изначально в краткосрочном периоде цена превышала средние общие издержки фирмы, то возможности получения экономических прибылей будут привлекать новые фирмы в отрасль. Но это расширение отрасли будет увеличивать предложение продукции до тех пор, пока цена не снизится и не сравняется со средними общими издержками. Напротив, если цена товара первоначально меньше средних общих издержек, неизбежность убытков обусловит отток фирм из отрасли. Общий объём предложения продукции на рынке будет сокращаться, снова повышая цену до равенства со средними общими издержками.

Вывод: в долгосрочном периоде конкурентная цена будет иметь тенденцию сравняться с минимумом средних общих издержек фирмы и производство придётся на ту же точку.

Графически ситуация долгосрочного равновесия конкурентной фирмы выглядит следующим образом.

 
 


P

MC

LAC

P1

P=ATCmin MR

0 Q1 Q

Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.

В условиях совершенной конкуренции равновесие достигается, когда экономическая прибыль равна нулю. При такой ситуации нет стимулов для расширения или сокращения объёма производства, а также у новых фирм нет мотивов для вступления в отрасль, а у старых- для выхода из неё.

В положении равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

MR(P)=LACmin=MC.

Это равенство говорит нам, что конкурентная фирма может получить экономические прибыли или убытки в краткосрочном периоде, производя в соответствии с правилом MR(P)=MC в долгосрочном периоде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: