Чистая монополия как рыночная структура. Максимизация прибыли в условиях чистой монополии

Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия (от греческого «моно» – один, «полео» – продаю).

Абсолютная или чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.

В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятие фирма и отрасль совпадают. На первый взгляд такая ситуация мало реальна и в масштабах страны встречается крайне редко. Однако, если взять, например, маленький городок, то можно увидеть, что ситуация чистой монополии может иметь место. В таком городке существует одна железная дорога, один банк, одна электростанция, единственный аэропорт и т.д.

Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой-либо ресурс. Классическим примером является деятельность «Де Бирс», которая давно уже монополизировала крупнейшие алмазные рудники в Южной Америке и поэтому контролирует от 80% до 85% мирового рынка алмазов.

Основными примерами компаний, которые в США сохраняли позиции, приближающиеся к монопольным, являются «Истман Кодак» (почти 90% отечественной продукции фотоплёнки для любителей). «Доу кемикл» (с 90% производства магния в США в 1970г.), «ИБМ» (чья доля рынка колебалась между 72 82% в начале 1970-х годов) и др.

Тем не менее, в использовании термина «чистая монополия» присутствует известная доля условности. Некоторые экономисты пытаются найти замену этому термину: «несовершенный конкурент», «ценоискатель» (price seeker).

Совершенная конкуренция и чистая монополия – это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации. Эти модели позволяют сформулировать условия рационального поведения фирмы, стремящейся к максимизации своей прибыли в каждой из этих ситуаций.

Признаки чистой монополии:

1. единственный продавец (следовательно, фирма и отрасль – синонимы),

2. не существует близких заменителей монополизированного продукта (нет товаров – субститутов),

3. велики барьеры для вступления в отрасль,

4. полный контроль над ценой («диктующий цену»).

Остановимся подробнее на существовании препятствий, затрудняющим доступ новым фирмам на рынок. Проблема входных барьеров впервые была рассмотрена в работах американского экономиста Джо Бейна.

К основным видам входных барьеров относятся:

1. Эффект масштаба, т.е. преимущества крупного производства, позволяющего снижать издержки, наращивая объём выпуска продукции. Новые фирмы, вступающие на рынок как мелкие производители, будут недостаточно эффективными., т.к. будут иметь высокие издержки. С другой стороны, войти в новую отрасль, будучи крупным производителем, чрезвычайно трудно. Финансовые препятствия на пути крупных предприятий во многих случаях настолько велики, что равносильны запретительным.

2. Легальные барьеры: патенты и авторские права. Фирма, чья деятельность защищена патентом, обладает исключительным правом на продажу лицензий, а это даёт ей монопольные преимущества.

3. Государство также создаёт легальные барьеры для вступления – выдача правительственных лицензий на определённый вид деятельности (например, почтовая служба, кабельное телевидение, транспортные усдуги)

4. Существование естественных монополий. В некоторых отраслях экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена и в то же время конкуренция затруднительна. Увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек. Типичным примером естественной монополии являются так называемые предприятия общественного пользования – электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения и связи.

5. Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы. Классический пример: власть компании «Де Бирс» на рынке алмазов. Институт частной собственности может быть использован монополией как средство создания эффективной преграды для потенциальных конкурентов.

6. Нечестная конкуренция. Соперники фирмы могут быть устранены и вступление новых конкурентов заблокировано посредством агрессивных действий.

Проведение и анализ различий, в силу которых одна фирма может стать единственным продавцом продукта на рынке, позволяет рассмотреть разнообразие видов монополии.

Виды монополий.

1. Закрытая монополия – монополия, защищённая юридическими запретами, наложенными на конкуренцию (патентная защита, институт авторских прав).

2. Естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. Разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы.

С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.

3. Открытая монополия – монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты, однако, появиться на рынке несколько позже.

Также может быть проведена классификация, основанная на учёте временного интервала. Например, патентное свидетельство даёт фирме закрытую монополию на краткосрочном временном интервале, но такая монополия может быть открытой на долгосрочном временном интервале. Последнее происходит не только из-за ограниченности срока действия патента, но также из-за того, что конкуренты могут изобрести новые продукты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: