Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах

Основная цель фирмы состоит в максимизации прибыли.

Прибыль: PF = TR - TC = P*Q - TC.

Из трех переменных (Р, Q, TC) главным рычагом управления объемом прибыли для фирмы является объем производства (Q), поскольку цена в условиях совершенной конкуренции задается рынком. Величина издержек во многом зависит от объема производства.

Критерии целесообразности производства:

Ø в краткосрочном периоде - непревышение убытками размера постоянных издержек (| PF| < TFC);

Ø в долгосрочном периоде - наличие неотрицательной эконо-мической прибыли (PF ³ 0).

В краткосрочном периоде возможны следующие варианты поведения фирмы (подробно в п. 8.2.1):

ü работа ради максимальной прибыли;

ü безубыточная работа;

ü работа ради минимизации убытков;

ü прекращение производства.

Равновесие конкурентной отрасли в краткосрочном периоде – состояние, при котором выпуск всех фирм в отрасли обеспечивает максимизацию прибыли при условии МС=Р. Таким образом, Dотр.= Sотр.→ точка равновесия Е(P*,QЕ) (рис. 8.2; равновесие для отдельной фирмы рассмотрено в п. 7.4, рис. 7.6 и 7.7).

Равновесие конкурентной отрасли в долгосрочном периоде – состояние, при котором все фирмы в отрасли получают нормальную или нулевую экономическую прибыль, в связи с чем отсутствуют стимулы для входа в отрасль или выхода из отрасли новых фирм. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде - точка Е на рис. 8.4.

Условия равновесия фирмы и отрасли в долгосрочном периоде:

1) выполняются условия краткосрочного равновесия, т.е. кратко-срочные предельные издержки равны краткосрочному предельному доходу и цене (P = MR = MC);

2) каждая из фирм удовлетворена объемами используемых производственных мощностей (краткосрочные средние издержки равны наименьшим возможным долгосрочным средним издержкам AТCmin = = LAТCmin);

3) фирма получает нулевую экономическую прибыль, а потому не существует фирм, желающих войти в отрасль или покинуть ее (P = = AТCmin).

Итак, обобщающее условие долгосрочного равновесия:

P = MR = MC = AТCmin = LAТCmin.

Если при существующей рыночной цене несколько фирм тер­пят убытки и прекращают производство, предложение на рынке сокраща­ется. Результатом сокращения предложения при постоянном спросе являет­ся повышение цены. Возросшая цена позволит оставшимся в отрасли фирмам получать экономическую прибыль. В условиях совершенной конкуренции, когда нет ограничений доступа на рынок, появятся новые фирмы, привлеченные возросшей прибылью. В результате предложе­ние возрастет, а цена снизится. При совершенной конкуренции такие коле­бания носят постоянный характер. Равновесие на рынке будет достигнуто тогда, когда у фирм не будет стимулов как для входа в отрасль, так и для выхода из нее. Это достигается при условии: P = MR = MC = AТCmin = = LAТCmin, при этом PF=0, т.е. фирмы работают в режиме безубыточности.

Недостатки рынка совершенной конкуренции:

– в долгосрочном периоде отсутствует экономическая прибыль, как главный источник НТП;

– способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя;

– не может распространяться на производство общественных благ;

– вытесняется монополиями и олигополистическими структурами.

Таким образом, при всех своих достоинствах рынок совершенной конкуренции не должен быть объектом идеализации. Малые размеры действующих на рынке совершенной конкуренции компаний затрудняют их деятельность в современном, насыщенном крупномасштабной техникой и пронизанном инновационными процессами мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: