Понятие СЭЗ и цели создания
Как общемировую тенденцию создание СЭЗ относят ко второй половине ХХ в. В настоящее время в мире несколько сотен таких образований.
Согласно Киотской конвенции 1973 г. СЭЗ – это внешнеторговый регион, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории. В учебной литературе СЭЗ определяется, как часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Глава администрации СЭЗ «Брест» Николай Кривецкий определил СЭЗ, как плацдарм для испытания новых экономических отношений.
Функционирование СЭЗ означает либерализацию и активизацию внешнеэкономической деятельности. С другой стороны, образование СЭЗ означает, что страна, не желая полностью открывать свою экономику иностранному капиталу, использует частичную, локальную открытость в виде специальных зон.
Цели создания СЭЗ:
1. Активизация внешнеэкономических связей;
2. Развитие мелкого и среднего бизнеса;
|
|
3. Выравнивание межрегиональных различий;
4. Расширение производства;
5. Повышение конкурентоспособности продукции.
Мировой опыт показывает, что подобные зоны успешно действуют на территориях, связанных с международными рынками, обладающих развитой рыночной инфраструктурой и промышленным потенциалом. Создание СЭЗ связывают с решением таких конкретных задач, как увеличение поступления валютных средств, рост занятости, внедрение новых методов хозяйствования.
Эффективность функционирования СЭЗ (рентабельность) оценивают через отношение вывозимого капитала из зоны к вводимому.