Вопрос 29. Методы конкурентной борьбы

Ответ

Жесткие условия рыночного соперничества породили широкий спектр разнообразных методов конкурентной борьбы. Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним относится применение монопольно высоких и монопольно низких цен. Можно также привести используемый монополиями метод ценовой дискриминации (демпинговые цены, разные цены в разных регионах).

К методам неценовой конкурентной борьбы относятся: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.

Конкуренция по продукту – стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении одной и той же цены.

Конкуренция по условиям продаж – использование многочисленных средств в целях привлечения покупателей к товарам. Этот метод включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы при покупке постоянным покупателям.

Особыми методами неценовой конкуренции является продажа товаров в рассрочку и лизинг.

Часто используются силовы е методы конкурентной борьбы: лишение конкурентов рынков сбыта, сырья, кредитов, транспорта, скупка патентов и т. д. Применяются промышленный шпионаж, дискредитация продукции соперника, физическое устранение конкурента, объявление бойкота.

Формирование рыночной конкурентной среды в странах с переходной экономикой находится на начальных этапах. Оно сдерживается высокой степенью монополизации экономики, большим удельным весом государственного сектора, недостаточным распространением малого и среднего бизнеса. Будущее конкурентных отношений связано с процессами разгосударствления, принятием антимонопольных законов и другими мерами государственной поддержки конкуренции и защиты конкурентоспособности национальной продукции.

Вопрос 30. Ценообразование на рынке ресурсов

Ответ

Ценообразование на ресурсы играет важную роль в экономике. Рыночная экономика не может существовать без хорошо отлаженного ценового механизма, который состоит из двух взаимодействующих частей:

- сами цены, их сущность, виды, структура, функции, величина и динамика изменения;

- ценообразование как способ, правила установления, формирования новых и изменения действующих цен.

Сущность цены раскрывается с помощью трех концепций: стоимостной, потребительской и меновой.

Суть стоимостной концепции заключается в том, что цена является денежным выражением стоимости товара.

Потребительская концепция отрицает связь между затратами труда и ценой товара. Согласно данной концепции, основой цены служит субъективная полезность товара, его потребительная стоимость.

Меновая концепция цены состоит в том, что цена целиком обусловливается соотношением спроса и предложения на рынке, т. е. способностью данного товара быть обмененным на определенное количество другого товара или всеобщего товарного эквивалента – денег.

Спрос на ресурсы является производным от спроса на готовые товары и услуги, которые производятся с помощью данных ресурсов. Спрос на любой ресурс зависит от его производитель­ности и цены. В условиях чистой конкуренции при постоянной цене това­ра величина спроса на ресурс будет понижаться вследствие па­дения предельной производительности (кривая спроса на ре­сурс отрицательно направлена). В условиях несовершенной конкуренции кривая спроса на ресурс тоже отрицательно нап­равлена, но менее эластична, чем при совершенной конкурен­ции. Кривые спроса на ресурс одновременно являются кривыми предельной доходности ресурса.

Условием максимизации прибыли является равенство пре­дельной доходности и предельных издержек ресурса.

Эластичность спроса на ресурсы выражает зависимость уровня потребления ресурса от изменения фактора, определяю­щего спрос. Ценовая эластичность спроса на ресурсы - это от­ношение процентного изменения потребления ресурса к про­центному изменению его цены.

Существенным фактором ценообразования выступают особенности функционирования отдельных рынков – труда, капитала, земли и ценных бумаг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: