Научное познание и его методы

Наука — это сфера человеческой деятельность направленная на добывание и осмысление знания. Наука — это специализированная деятельность людей, которые пытаются поставить общие, абстрактные вопросы, не связанные с сиюминутными потребностями, и создают систему знаний о природе, обществе и человеке.

Познавательная деятельность человека может быть направлена на познание уже познанного, изученного (это узнавание, распознавание) и на познание еще не познанного, неизвестного, нового объекта (это исследование, научное познание, открытие, создание интеллектуальной собственности). Наука занимается исследованием новых объектов. Научное познание связано с генерированием, производством нового знания.

Система человеческого знания (а значит, и система наук) включает в себя четыре области знания:

1) естествознание — учение о природе, комплекс естественных наук;

2) технознание — учение о технике, комплекс технических наук;

3) обществознание — учение об обществе, комплекс общественных наук;

4) человекознание — учение о человеке: комплекс гуманитарных наук.

Субъектом познания является любой человек, субъектом научного познания являются представители наук, обладающие профессиональной культурой. Объектом познания являются все объекты реального мира: природа, техника, общество, человек.

Философия разрабатывает логику, принципы научного познания, философские методы (напр. диалектика) и общенаучные методы, парадигмы (подходы к определению объекта изучения).

Общенаучные методы — наиболее массовые методы, к которым прибегают ученые для познания любого объекта.

Наблюдение — это познание объекта в его естественных условиях. В социальных науках различают внешнее, стороннее наблюдение, и внутреннее, включенное. В первом случае субъект находится во вне изучаемого явления (изучение учителем учеников), а во втором случае включен в качестве элемента в объект (социолог для изучения типов рабочих сам становится на время членом бригады).

Анализ — познание объекта на основе изучения его частей, его компонентов, составляющих элементов.

Синтез — познание целостности объекта путем объединения знаний о его составных частях, элементах, подсистемах. Синтез как бы завершает и продолжает анализ, обеспечивая целостное, системное, интегрированное знание объекта как целого.

Эксперимент — изучение объекта в искусственных, контролируемых условиях. Эксперимент включат в себя: а) теоретические основания — гипотезы, проблемы, теории; б) экспериментальные операции; в) экспериментальные выводы.

Экстраполяция — познание объекта путем переноса знаний с одного (изученного) объекта, на другой, чем-то похожий на первый. Широко используется в социальном прогнозировании.

Моделирование — это изучение объекта не в его непосредственном виде, а на основе познания его моделей. Модель — это эвристический заменитель натуры, то есть в модели отражаются некоторые свойства объекта, натуры с целью их познания. Различают структурные, функциональные, материальные и идеальные модели. … Например, мысленное моделирование ситуации на уроке.

Индукция — выведение из частных знаний общего вывода. …

Дедукция — выведение частных знаний об объектах из общих положений, посылок. Д. противоположна индукции.

Системный подход — изучение объекта как системы, состоящей из состава (совокупность компонентов) и структуры (способ связи компонентов). Системное изучение общества.


РАССМОТРЕНО на заседании ЦК ОГиСЭД Протокол № ____ от «_____»__________________ Председатель _____________ ГОУ СПО Московский медицинский колледж им. С.П. Боткина Департамент здравоохранения города Москвы Дисциплина: Основы философии По специальности: Лабораторная диагностика, 2-й курс УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебной работе Усатенко Е.В.__________________ «_____»_____________ 20____ г.

Билет №12

1. Г.Гегель и его идеалистическая диалектика.

2. Философская проблема истины.
Эталоны ответов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: