Философская проблема истины

Результаты познания могут быть различными. В ходе познания человек может не только получать знания, но и осознавать его границы: новые вопросы, новые проблемы, открытие неизвестного, загадочного, необычного. Сократ говорил, что чем больше знает человек, тем больше он не знает, т.е. больше перед ним проблем, загадок, вопросов.

Само полученное знание тоже раздваивается: оно может быть вероятностным (гипотеза) и достоверным (теория), оно может быть истинным (истина) и ложным (заблуждение). Истина в философии понимается как знание, соответствующее действительности, верно отражающее действительность. Ложное знание искажает реальность, неверно отражает действительность. Различают два вида ложного знания — заблуждение и ложь. Если ложь — это преднамеренное, умышленное, осознанное искажение действительности, то заблуждение — это ошибка, неумышленное, бессознательное, непреднамеренное искажение действительности. Образование как педагогический процесс решает задачу передачи накопленных истинных знаний, информационной культуры человечества. Образованный Ч. — это знающий Ч.

Истина объективна по своему содержанию, то есть то, что содержится в истинном высказывании, не зависит от сознания и воли человека. Но истина субъективна по происхождению и существованию: ее создает человек с его сознанием, она существует не в реальном мире, а в голове, в сознании человека.

Истина абсолютна, неизменна, потому что, что отражается в истине, не зависит от человека или изменчивости обстоятельств. Но истина и относительна, так как верна лишь в определенном отношении, по отношению к конкретным свойствам, временным или пространственным условиям.

Истина абстрактна, потому что она отвлекается от конкретных обстоятельств, обладает всеобщим характером: «трение рождает теплоту» — здесь не говорится о конкретном виде трения. Истина конкретна, потому что она приложима к любому конкретному явлению, которое входит в класс, в тип отраженных в ней явлений: в нашем случае высказывание «трение рождает теплоту» относится и к рению спички, и к трению колес, и к рению пальца.

Сама по себе истина является ценностью для человека, потому что она верно ориентирует в мире и дает адекватные знания для практической деятельности. Но понятие ценности более широкое: ценностью являются и материальные, и духовные явления, ценностью для обманщика, афериста являются и ложные знания.


РАССМОТРЕНО на заседании ЦК ОГиСЭД Протокол № ____ от «_____»__________________ Председатель _____________ ГОУ СПО Московский медицинский колледж им. С.П. Боткина Департамент здравоохранения города Москвы Дисциплина: Основы философии По специальности: Лабораторная диагностика, 2-й курс УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебной работе Усатенко Е.В.__________________ «_____»_____________ 20____ г.

Билет №13

1. Иррационализм в философии XIX — ХХ в. Шопенгауэр и Ницше.

2. Сущность и процесс познания.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: