Экзистенциализм, «философия существования» — философское направление, в котором постулируется абсолютная уникальность человеческого бытия («экзистенции»; от лат. — существование), не допускающая описания в научных терминах, невыразимая с помощью традиционных философских категорий. Самостоятельным философским направлением экзистенциализм стал в н. XX в. в России, Германии, Франции. К числу представителей экзистенциализма относятся: Бердяев Н.А., Шестов Л. (Россия); М. Бубер, М.Хайдеггер, К. Ясперс (Германия); Г.Марсель, Ж.-П. Сартр, А. Камю (Франция).
В 1940-1960-х экзистенциализм стал одним из влиятельных течений в духовной жизни Европы. Э. — выражение и осмысление кризиса социального оптимизма, гарантированности человеческого существования на фоне технического прогресса. Это попытка вернуть человека от соблазна «сверхчеловечности», подкреплённого материальными успехами человечества, к ограниченности и конечности собственного существования, в котором только человек и может обрести величие, стать «невластным Богом».
Экзистенция непознаваема, она не есть нечто, заданное природой, обществом как «внешним», и не объективируема, не может перейти во внешнее, не утеряв собственной природы, человек прикасается к экзиетенции чаще всего в минуты личных потрясений, «пограничных ситуаций» (Ясперс). Чаще всего человек проецирует себя в сферу «не-Я», в сферу объектности. Осознав свое отличие от «не-Я», человек понимает, что его существование окружено океаном «Ничто». Предельным выражением «не-Я», «Ничто», является смерть. Но безвыходность ситуации рождает решимость, освобождает от гипноза животного ужаса, делает смерть вечным спутником человека. Подлинное бытие человека — это «свобода-к-смерти» (Хайдеггер). Это жизнь человека, осознающего свою уникальность-конечность и стремящегося реализовать её в уникальности-творчёстве. Человек, вставший на путь «раскрытия» собственного бытия, относится к своей жизни как к вечному самопроектированию (Сартр). Это не рациональное замысливание будущего жизненного пути, это способность постоянно выходить за рамки данного, способность к трансцендированию.
Принято различать атеистический (Хайдеггер, Сартр, Камю) и религиозный (Бердяев, Ясперс, Бубер) экзистенциализм. Атеистический экзистенциализм говорит о «заброшенности» человека, фактически о его «богооставленности». Экзистенциальная личность полностью отрывается от обстоятельств и следует своему «проекту», подчиняясь лишь свободно избранному пути. Но, отвечая за себя, индивид чувствует за своими плечами всё человечество: «Выбирая себя, я выбираю человечество» (Сартр). Ответственность, которую в христианстве берёт на себя Бог, искупая вину людей, в экзистенциализме целиком и полностью взваливает на свои плечи каждый человек. Экзистенциализм говорит о «страшном бремени» свободы, «кошмаре свободы». Атеистический экзистенциализм тем самым утверждает необходимость богоподобия человека как основы его подлинного бытия.
Но и в религиозном экзистенциализме Бог менее всего похож на антропоморфное божество. Он абсолютно запределен человеческому миру («транстценденция») — бесконечное, идеал, к которому стремится человек («конечный» в силу своей смертности), соотносясь с которым человек решает, что он есть; сверхреальность символа, который «высвечивает путь человека к творчеству» (Бердяев, Шестов). Порой «Бог» становится конструкцией, сопряжение с которой позволит когда-либо человечеству стать «коллективным Богом», частью мирового целого (Бубер). Библейский сюжет о грехопадении, искуплении и спасении человека, его возвращении к Богу в религиозном экзистенциализме трансформируется в мысль о необходимости героического подвига, свершаемого каждым человеком — платы за свободу.