Этапы закрепощения русских крестьян

Период, год Содержание этапа Нормативные акты
  При княгине Ольге «полюдье» — древний сакральный сбор дани с подвластного населения — превращается в «урок» — фиксированную норму обложения, государственное тягло, рентный налог (оброк)  
1061, 1072 Основная масса крестьян — смерды — еще свободны. Появляются первые формы зависимости: рядовичи (крестьяне, заключившие договор, ряд) по поводу денежного кредита или натуральной формы долга; в составе рядовичей — закупы, отрабатывающие на земле князя или боярина свою купу (долг); вдачи (изорники) — разорившиеся общинники, жившие на земле хозяина и обрабатывающие ее хозяйским инвентарем; огнищане (дружинники) и тиуны, привилегированные домоправители и ключники, добровольно отдавшиеся в услужение Русская Правда Ярослава Мудрого; «Правда» Яросла-вичей
XIII-XIV вв. Рост задолженности крестьян. При отчуждении имений (вотчин), обремененных задолженностью, крестьяне передавались новому владельцу вместе со своими долгами  
XIV-XVbb. «Окняжение» и «обояривание» земель, в том числе населенных «черными» (относительно свободными общинами, позже получившими статус государственных) крестьянами, которые потеряли право свободного распоряжения, продажи, дарения и завещания земли  
XIV в. Появляются добровольно «задавшиеся» под чужое покровительство крестьяне, в том числе добровольные холопы  
Период, год Содержание этапа Нормативные акты  
  Запрет «черным» крестьянам продавать свою землю Указ Дмитрия Донского  
XV в., вторая половина Появились факты «вывоза» крестьян: землевладелец платит долги крестьянина и вывозит его в свое имение, обязывая трудиться на себя. Факт «старожильства» и задолженности крестьянина влекли за собой фактическое крепостное состояние Князья жалуют землевладельцам льготу: право не отпускать от себя крестьян -  
  Первое упоминание о «кабальных» людях — переходном состоянии к холопству за долги    
  Установление правила Юрьева дня: крестьяне могут переходить к другому землевладельцу в ограниченный срок — за неделю до и неделю после 26 ноября. При этом росла плата за «пожилое» Судебник Ивана III  
  Отменено рабство за долги, но увеличена плата за «пожилое». Прикрепление к тяглу посадских людей Судебник Ивана IV  
  Опричнина. Усиление гнета служилыми дворянами    
  Первый указ о «заповедных летах», запрещающий переход крестьян в связи с чрезвычайными обстоятельствами Указ Ивана IV  
  Установление пятилетнего срока исков о беглых крестьянах и пожизненной службы по кабалам Указ Федора Ивановича  
XVI в., конец Несмотря на юридическое сохранение права крестьян на переход, процесс переходов фактически прекращен. Общий принцип: неоплатный долг порождает крепостное состояние, хотя и ненаследственное. Крестьяне при переходе обязаны найти и посадить на свое место другого «жильца»    
           

Продолжение табл. 3.1

Период, год Содержание этапа Нормативные акты
  Запрет перехода крестьянам, записанным в писцовых книгах 1592—1593 гг. Указ Бориса Годунова
  Срок давности исков для вывезенных крестьян увеличивается до 15 лет, а для беглых крестьян — до 10 лет Указ Михаила Федоровича Романова
  Срок давности по искам для беглых и вывезенных крестьян вовсе отменен Указ Алексея Михайловича
  Полное запрещение переходов крестьян, включая и Юрьев день. Прикрепление к личности владельца, а не к земле. Запрещен выход и из городского сословия. Окончательное оформление крепостного права Соборное уложение Алексея Михайловича
1706, 1707 За укрывательство и невозвращение беглых крестьян грозит полная конфискация имения Указы Петра I
1718, 1719 Введена подушная подать и ответственность землевладельцев за уплату крестьянских податей. Рост податей в 3 раза Указы Петра I
  Оформление практики «посессионного крестьянства» — права купцов и промышленников покупать крестьян для работы на заводах. Прикрепление крестьян к заводам, а не к личности владельца Указ Петра I
  Помещикам запрещено переселять собственных крестьян без разрешения Камер-коллегии (в интересах фиска) Указ Анны Иоанновны
  «Вечное закрепощение» рабочих на мануфактурах. Разрешение фабрикантам покупать крестьян «на вывоз», без земли Указ Анны Иоанновны
  Дворяне получили право ссылать крестьян в Сибирь Указ Петра III
  Дворяне освобождены от обязательной службы: усиление крепостного гнета Указ Петра III

Окончание табл. 3.1

Период, год Содержание этапа Нормативные акты
  Дворяне получили право посылать крестьян на каторгу Указ Екатерины II
  Освобождение дворян от налогов и их монополия на владение землями и крестьянами «Жалованная грамота дворянству» Екатерины II

3. А теперь обратимся к другому социальному полюсу аграрной России: к собственникам и владельцам земли.

Здесь надо ответить на один вопрос, интересный не только для исследователей-экономистов, но и задевающий национальные чувства читателей. Сколь сильно было иностранное влияние на формирование класса землевладельцев? Были ли русские порабощены иностранными завоевателями (как это произошло во Франции или Великобритании), создавшими некую феодалоподобную систему в экономическом й политическом устройстве Руси и России?

Исторические данные свидетельствуют, что изначально никакой «замены» правящей верхушки общества, исконного российского истеблишмента, не произошло, что самые первые князья и бояре были автохтонного происхождения. К моменту «призвания варяг» русские племенные сообщества были уже достаточно социально дифференцированы, князья и их «старшие дружинники», бояре, приобрели значительный авторитет и политико-экономический вес в глазах рядового населения. Да и варяги пришли на Русь не по собственной инициативе, а по приглашению уже существовавшей местной правящей военно-политической аристократии. Они не могли «делить землю, ими не завоеванную». Не этим ли — едино-племенностью, единоверием, сугубо национальными чертами добродушия и мягкости по отношению к «своим» — объясняется столь длительное сохранение крестьянской свободы и столь протяженный во времени и пространстве процесс закрепощения крестьянства? Отметим, что в России в самый разгар крепостничества всегда оставался некий социальный люфт для относительно свободных крестьян, которые предпочитали считать себя «государевыми», а не «барскими». Во всяком случае, в 1850-х гг., накануне освобождения, собственно крепостные частновладельческие крестьяне составляли всего треть подданных империи (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Сельское и крепостное население России (по данным переписей)*

Год Сельское население В том числе крепостные
  обоего пола    
  млн человек % ко всему млн человек % ко всему
    населению   населению
  43,3 96,2 20,8 46,2
  64,6 95,0 21,7, 31,9
  69,8 94,3 22,7 30,7
  112,7 87,4

* Лященко П.И. История народного хозяйства СССР: в 2 т. Т. I. M., 1956. С. 473.

Это не означает, что остальные были полноценными свободными гражданами России. Мы только подчеркиваем* что «крепость» — не единственная форма существования русского крестьянина и способ взаимоотношений землевладельцев с земледельцами.

Думается, что если уж искать иноземное влияние на социально-экономические процессы, то скорее надо обратить внимание на византийское и татаро-монгольское, нежели на скандинавское, воздействие.

Важнейшим актом национальной, социальной и экономической истории России было принятие в 988 г. христианства как государственной религии в его восточном византийском варианте. Византийский вариант православия наиболее соответствовал феодальному общественно-политическому и экономическому строю, идеологически обосновывал и способствовал признанию таких его основных характеристик, как условность землевладения («вся земля — божья»), покорность властям, нерыночность экономических связей в обществе, общинность в труде и быте, соборность в политическом устройстве общества. К тому же православная церковь оказалась достаточно сильной и организованной для того, чтобы в будущем сохранять и консервировать свою ортодоксальность и успешно противостоять еретическим и — позже — протестантским веяниям.

Религия на Руси не только давала народу надежду на спасение, но и идеологически обосновывала образование централизованного государства византийского типа. Этот тип предполагает смещение общественных ценностей от личности гражданина к государственности. Не государство для человека, а человек для государства — вот главный принцип византизма. Когда после долгих лет нестабильности и татаро-монгольского владычества Русь в лице Московского государства вновь становилась мощной мировой державой, православная церковь обосновывала имперскую идеологию «Москва — третий Рим, а четвертому не бывать». Как нельзя кстати Иван III, великий князь Московский, огнем и мечом присоединявший в годы своего правления (1462— 1505) русские княжества к Москве, женился вторым браком на Софье Палеолог, представительнице последней царской династии Византии. Сама Византия к тому времени пала под ударами турецкой армии (1453). И эти два обстоятельства позволили Ивану III считать себя наследником византийского царствующего дома, называть себя в неофициальных документах византийским титулом царь.

Именно при Иване III Россия освободилась от татаро-монгольского владычества (1480). Но долгое господство восточных иноземцев тоже сыграло своеобразную роль в утверждении особой модели развития российской экономики.

Во-первых, монголам-кочевникам не была чужда идея единого государства, население которого является данниками центрального правительства. Монголы поневоле становились государственниками, ведь им нужен был покой не в одной деревне и не в одной стране, а на всей территории империи. В империи монголов впервые была опробована технология государственного строительства на основе идеи надыдеологического, надконфессионного и наднационального общества. Империя Чингисхана стала зародышем той страны и того общества, в котором мы ныне живем.

Во-вторых, московские князья брали на себя миссию посредничества между татаро-монголами и народом, они создавали некий политико-экономический буфер, значительно смягчавший иностранный гнет. Характерно, что за 250 лет татарского господства так и не было создано инициативного народного ополчения, подобно тому, что позже организовали К. Минин и Дм. Пожарский в борьбе с поляками. Компромиссная политика московских государей спасала русский народ от геноцида и одновременно порождала некий конформизм по отношению к завоевателям. Инициаторами борьбы с монголами стали московские князья, а не «народные массы».

Теперь сформулируем отличия российской социально-экономической системы от западно-европейского классического феодализма короче и компактней:

• российский феодализм не был развитой и органической системой, сменившей рабовладельческую систему; в России слаборазвитый феодализм наложился на слаборазвитое рабовладение, сохранившееся вплоть до XVII столетия;

• российские крестьяне долго сохраняли свою относительную свободу, процесс закрепощения растянулся почти на тысячу лет — с IX по XVIII столетие;

• социальный класс феодалов имел автохтонное происхождение; иностранное влияние (скандинавское, византийское и татаро-монгольское) на русский народ было хотя и значительным, но опосредованным воздействием на русский истеблишмент.





Подборка статей по вашей теме: