| Период, год | Содержание этапа | Нормативные акты | |||
| При княгине Ольге «полюдье» — древний сакральный сбор дани с подвластного населения — превращается в «урок» — фиксированную норму обложения, государственное тягло, рентный налог (оброк) | |||||
| 1061, 1072 | Основная масса крестьян — смерды — еще свободны. Появляются первые формы зависимости: рядовичи (крестьяне, заключившие договор, ряд) по поводу денежного кредита или натуральной формы долга; в составе рядовичей — закупы, отрабатывающие на земле князя или боярина свою купу (долг); вдачи (изорники) — разорившиеся общинники, жившие на земле хозяина и обрабатывающие ее хозяйским инвентарем; огнищане (дружинники) и тиуны, привилегированные домоправители и ключники, добровольно отдавшиеся в услужение | Русская Правда Ярослава Мудрого; «Правда» Яросла-вичей | |||
| XIII-XIV вв. | Рост задолженности крестьян. При отчуждении имений (вотчин), обремененных задолженностью, крестьяне передавались новому владельцу вместе со своими долгами | ||||
| XIV-XVbb. | «Окняжение» и «обояривание» земель, в том числе населенных «черными» (относительно свободными общинами, позже получившими статус государственных) крестьянами, которые потеряли право свободного распоряжения, продажи, дарения и завещания земли | ||||
| XIV в. | Появляются добровольно «задавшиеся» под чужое покровительство крестьяне, в том числе добровольные холопы | ||||
| Период, год | Содержание этапа | Нормативные акты | |||
| Запрет «черным» крестьянам продавать свою землю | Указ Дмитрия Донского | ||||
| XV в., вторая половина | Появились факты «вывоза» крестьян: землевладелец платит долги крестьянина и вывозит его в свое имение, обязывая трудиться на себя. Факт «старожильства» и задолженности крестьянина влекли за собой фактическое крепостное состояние Князья жалуют землевладельцам льготу: право не отпускать от себя крестьян | - | |||
| Первое упоминание о «кабальных» людях — переходном состоянии к холопству за долги | |||||
| Установление правила Юрьева дня: крестьяне могут переходить к другому землевладельцу в ограниченный срок — за неделю до и неделю после 26 ноября. При этом росла плата за «пожилое» | Судебник Ивана III | ||||
| Отменено рабство за долги, но увеличена плата за «пожилое». Прикрепление к тяглу посадских людей | Судебник Ивана IV | ||||
| Опричнина. Усиление гнета служилыми дворянами | |||||
| Первый указ о «заповедных летах», запрещающий переход крестьян в связи с чрезвычайными обстоятельствами | Указ Ивана IV | ||||
| Установление пятилетнего срока исков о беглых крестьянах и пожизненной службы по кабалам | Указ Федора Ивановича | ||||
| XVI в., конец | Несмотря на юридическое сохранение права крестьян на переход, процесс переходов фактически прекращен. Общий принцип: неоплатный долг порождает крепостное состояние, хотя и ненаследственное. Крестьяне при переходе обязаны найти и посадить на свое место другого «жильца» | ||||
Продолжение табл. 3.1
| Период, год | Содержание этапа | Нормативные акты |
| Запрет перехода крестьянам, записанным в писцовых книгах 1592—1593 гг. | Указ Бориса Годунова | |
| Срок давности исков для вывезенных крестьян увеличивается до 15 лет, а для беглых крестьян — до 10 лет | Указ Михаила Федоровича Романова | |
| Срок давности по искам для беглых и вывезенных крестьян вовсе отменен | Указ Алексея Михайловича | |
| Полное запрещение переходов крестьян, включая и Юрьев день. Прикрепление к личности владельца, а не к земле. Запрещен выход и из городского сословия. Окончательное оформление крепостного права | Соборное уложение Алексея Михайловича | |
| 1706, 1707 | За укрывательство и невозвращение беглых крестьян грозит полная конфискация имения | Указы Петра I |
| 1718, 1719 | Введена подушная подать и ответственность землевладельцев за уплату крестьянских податей. Рост податей в 3 раза | Указы Петра I |
| Оформление практики «посессионного крестьянства» — права купцов и промышленников покупать крестьян для работы на заводах. Прикрепление крестьян к заводам, а не к личности владельца | Указ Петра I | |
| Помещикам запрещено переселять собственных крестьян без разрешения Камер-коллегии (в интересах фиска) | Указ Анны Иоанновны | |
| «Вечное закрепощение» рабочих на мануфактурах. Разрешение фабрикантам покупать крестьян «на вывоз», без земли | Указ Анны Иоанновны | |
| Дворяне получили право ссылать крестьян в Сибирь | Указ Петра III | |
| Дворяне освобождены от обязательной службы: усиление крепостного гнета | Указ Петра III |
Окончание табл. 3.1
| Период, год | Содержание этапа | Нормативные акты |
| Дворяне получили право посылать крестьян на каторгу | Указ Екатерины II | |
| Освобождение дворян от налогов и их монополия на владение землями и крестьянами | «Жалованная грамота дворянству» Екатерины II |
3. А теперь обратимся к другому социальному полюсу аграрной России: к собственникам и владельцам земли.
Здесь надо ответить на один вопрос, интересный не только для исследователей-экономистов, но и задевающий национальные чувства читателей. Сколь сильно было иностранное влияние на формирование класса землевладельцев? Были ли русские порабощены иностранными завоевателями (как это произошло во Франции или Великобритании), создавшими некую феодалоподобную систему в экономическом й политическом устройстве Руси и России?
Исторические данные свидетельствуют, что изначально никакой «замены» правящей верхушки общества, исконного российского истеблишмента, не произошло, что самые первые князья и бояре были автохтонного происхождения. К моменту «призвания варяг» русские племенные сообщества были уже достаточно социально дифференцированы, князья и их «старшие дружинники», бояре, приобрели значительный авторитет и политико-экономический вес в глазах рядового населения. Да и варяги пришли на Русь не по собственной инициативе, а по приглашению уже существовавшей местной правящей военно-политической аристократии. Они не могли «делить землю, ими не завоеванную». Не этим ли — едино-племенностью, единоверием, сугубо национальными чертами добродушия и мягкости по отношению к «своим» — объясняется столь длительное сохранение крестьянской свободы и столь протяженный во времени и пространстве процесс закрепощения крестьянства? Отметим, что в России в самый разгар крепостничества всегда оставался некий социальный люфт для относительно свободных крестьян, которые предпочитали считать себя «государевыми», а не «барскими». Во всяком случае, в 1850-х гг., накануне освобождения, собственно крепостные частновладельческие крестьяне составляли всего треть подданных империи (табл. 3.2).
Таблица 3.2
Сельское и крепостное население России (по данным переписей)*
| Год | Сельское | население | В том числе | крепостные |
| обоего пола | ||||
| млн человек | % ко всему | млн человек | % ко всему | |
| населению | населению | |||
| 43,3 | 96,2 | 20,8 | 46,2 | |
| 64,6 | 95,0 | 21,7, | 31,9 | |
| 69,8 | 94,3 | 22,7 | 30,7 | |
| 112,7 | 87,4 | — | — |
* Лященко П.И. История народного хозяйства СССР: в 2 т. Т. I. M., 1956. С. 473.
Это не означает, что остальные были полноценными свободными гражданами России. Мы только подчеркиваем* что «крепость» — не единственная форма существования русского крестьянина и способ взаимоотношений землевладельцев с земледельцами.
Думается, что если уж искать иноземное влияние на социально-экономические процессы, то скорее надо обратить внимание на византийское и татаро-монгольское, нежели на скандинавское, воздействие.
Важнейшим актом национальной, социальной и экономической истории России было принятие в 988 г. христианства как государственной религии в его восточном византийском варианте. Византийский вариант православия наиболее соответствовал феодальному общественно-политическому и экономическому строю, идеологически обосновывал и способствовал признанию таких его основных характеристик, как условность землевладения («вся земля — божья»), покорность властям, нерыночность экономических связей в обществе, общинность в труде и быте, соборность в политическом устройстве общества. К тому же православная церковь оказалась достаточно сильной и организованной для того, чтобы в будущем сохранять и консервировать свою ортодоксальность и успешно противостоять еретическим и — позже — протестантским веяниям.
Религия на Руси не только давала народу надежду на спасение, но и идеологически обосновывала образование централизованного государства византийского типа. Этот тип предполагает смещение общественных ценностей от личности гражданина к государственности. Не государство для человека, а человек для государства — вот главный принцип византизма. Когда после долгих лет нестабильности и татаро-монгольского владычества Русь в лице Московского государства вновь становилась мощной мировой державой, православная церковь обосновывала имперскую идеологию «Москва — третий Рим, а четвертому не бывать». Как нельзя кстати Иван III, великий князь Московский, огнем и мечом присоединявший в годы своего правления (1462— 1505) русские княжества к Москве, женился вторым браком на Софье Палеолог, представительнице последней царской династии Византии. Сама Византия к тому времени пала под ударами турецкой армии (1453). И эти два обстоятельства позволили Ивану III считать себя наследником византийского царствующего дома, называть себя в неофициальных документах византийским титулом царь.
Именно при Иване III Россия освободилась от татаро-монгольского владычества (1480). Но долгое господство восточных иноземцев тоже сыграло своеобразную роль в утверждении особой модели развития российской экономики.
Во-первых, монголам-кочевникам не была чужда идея единого государства, население которого является данниками центрального правительства. Монголы поневоле становились государственниками, ведь им нужен был покой не в одной деревне и не в одной стране, а на всей территории империи. В империи монголов впервые была опробована технология государственного строительства на основе идеи надыдеологического, надконфессионного и наднационального общества. Империя Чингисхана стала зародышем той страны и того общества, в котором мы ныне живем.
Во-вторых, московские князья брали на себя миссию посредничества между татаро-монголами и народом, они создавали некий политико-экономический буфер, значительно смягчавший иностранный гнет. Характерно, что за 250 лет татарского господства так и не было создано инициативного народного ополчения, подобно тому, что позже организовали К. Минин и Дм. Пожарский в борьбе с поляками. Компромиссная политика московских государей спасала русский народ от геноцида и одновременно порождала некий конформизм по отношению к завоевателям. Инициаторами борьбы с монголами стали московские князья, а не «народные массы».
Теперь сформулируем отличия российской социально-экономической системы от западно-европейского классического феодализма короче и компактней:
• российский феодализм не был развитой и органической системой, сменившей рабовладельческую систему; в России слаборазвитый феодализм наложился на слаборазвитое рабовладение, сохранившееся вплоть до XVII столетия;
• российские крестьяне долго сохраняли свою относительную свободу, процесс закрепощения растянулся почти на тысячу лет — с IX по XVIII столетие;
• социальный класс феодалов имел автохтонное происхождение; иностранное влияние (скандинавское, византийское и татаро-монгольское) на русский народ было хотя и значительным, но опосредованным воздействием на русский истеблишмент.