Юридическое оформление крепостного права

Великий князь Иван Третий (1462 -1505 гг.) завершил собирание земель под властью Москвы, избавил страну от ига Орды, укрепил государственный аппарат и заложил основы российского самодержавия. Князья в присоединенных землях становились боярами Московского государства, а княжества в 16 в. стали называться уездами, управляемыми наместниками из Москвы, получая за управление «корм» - часть налога, величина которого определялась прежней платой за службу в войсках. В 1497 г. принят новый свод законов централизованного государства - Судебник Ивана Третьего, статья 57 ограничила право перехода крестьян от одного феодала к другому определенным сроком: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября). За уход от землевладельца крестьянин должен был платить «пожилое» - плату за годы, прожитые на старом месте [2, с.79].

Это был важный шаг к окончательному установлению крепостного права в стране. Сроки перехода от одного господина к другому установлены в интересах феодалов. Во-первых, завершен сбор урожая и хозяин земли успел получить от крестьянина доход в виде оброка и отработки на барщине. Во-вторых, не каждый крестьянин в состоянии выплатить «пожилое». В-третьих, не каждая крестьянская семья пожелает накануне наступающей зимы покинуть прежнее хозяйство. Таким образом, в отличие от стран Западной Европы образование единого государства в России происходило при полном господстве традиционного феодального хозяйства. И в России еще долго будет господствовать крепостное право, сословность, правовое бесправие основной части населения, тогда как Европа началось формирование новых отношений - буржуазных с вольнонаемным трудом и развитием гражданско-правовых институтов.

Наиболее крупными собственниками земли являлись, как и столетия назад, великий князь (с 1547 г. царь) и его родня, бояре, монастыри и митрополит (с 1589 г. патриарх), с 16 века возросла доля поместного землевладения. Крестьян, исходя из их земельных наделов, можно разделить на три группы:

1) владельческие крестьяне, принадлежавшие феодалам;

2) дворцовые крестьяне, находившиеся во владении дворцового ведомства великого князя (царя);

3) черносошные крестьяне (позже государственные), жившие волостными общинами на землях, не принадлежавших какому-либо владельцу, но обязанные выполнять определенные повинности в пользу государства.

Во второй половине 16 века ареал обитания черносошных крестьян в центральных и северо-западных частях России сократится в связи с увеличением поместной раздачи земель новым феодалам. «Черные земли» сохранятся в малозаселенных районах: Север, Поволжье, Сибирь, а также на Юге, куда бежали крестьяне от феодального гнета и где шло формирование сословия казаков, выполнявшего функции пограничной охраны.

Тенденция к централизации власти вызвала необходимость издания нового свода законов, которое осуществил в 1550 г. Иван Васильевич Грозный. Судебник подтверждал право перехода крестьян в Юрьев день, но увеличил плату за «пожилое». Феодал теперь отвечал за преступления крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина.

В 1551 г. созван церковный собор. Ответы собора на сто царских вопросов составили кодекс правовых норм жизни русского духовенства и взаимоотношения церкви с государством - Стоглав. Среди них: запрет монастырям ссужать деньги в «рост» и выпрашивать у царя без нужды новые угодья и льготные грамоты; запрет монастырям покупать вотчинные владения без воли царя, у них отнимались земли, принятые у бояр при малолетстве Ивана Грозного. Для управления государственными делами Иван Грозный сформировал институт приказов. Так, для управления государственными землями, раздаваемыми дворянам, создан Поместный приказ, а для управления холопами - Холопский, сибирскими территориями - Сибирского дворца, землями бывшего Казанского ханства - Казанского дворца. В 1556 г. отменены кормления наместников за счет средств управляемых земель.

В 1565 -1572 гг. по России прошла «опричнина», которая должна была ударить по боярскому произволу, как в центре, так и на местах, но в реальности привела к кризису: массовому террору против населения, разорению хозяйств, сокращению посевных площадей, бегству крестьян из помещичьих хозяйств. При численности населении 7-9 млн человек людские потери от террора, болезней и голода составили 0,5 млн [2, с.89]. Помещики, потеряв часть крестьян, пытались получить больший оброк с оставшихся, тем самым усугубляя положение, Итогом стало массовое бегство и, как следствие, издание в 1581 г. указа о «заповедных летах», в котором запрещались переходы крестьян и устанавливался 5-летний срок поиска беглых - «урочные лета».

Смутное время 1605-1612 гг. стало продолжением трагедии, хотя в неурожайные 1601-1603 гг. царь Борис Годунов и принял меры по смягчению ситуации в стране: разрешил холопам уходить от своих господ, раздавал голодающим хлеб из государственных хранилищ. Смерть Бориса, гибель его сына и жены, самозванство, бездарное правление Василия Шуйского и семи бояр, интервенция поляков и шведов - все это на фоне народного бедствия. Воцарение династии Романовых в 1613 г. стало началом стабилизации в стране и продолжением укрепления крепостного строя с ростом дворянского землевладения.

1642 г.: установлен 10-летний срок для сыска беглых и 15-летний для сыска вывезенных помещиками чужих крестьян.

Соборное уложение 1649 г.: определена бессрочность сыска, т.е. все беглые крестьяне должны быть возвращены владельцам. Но и после 1649 г. устанавливались новые сроки и основания для поиска крестьян, успевших сбежать на окраины - в районы по «засечной черте» и на Дон к казакам (указы 1653, 1656, 1698 гг.), в Сибирь (указы 1671, 1683, 1700 гг.). Дворянство выпрашивало у государя личные льготы, чтобы поиск беглых осуществлялся за казенный счет и ужесточено было наказание за укрывательство крепостных крестьян.

С 17 века стираются различия между отдельными прослойками крестьян, происходит слияние кабальных холопов с полными, размыты грани между холопами и крестьянами путем превращения тех и других в «ревизские души». Раньше полные холопы являлись наследственной собственностью своих господ, а кабальные холопы служили до смерти кредитора, если добровольно не принимали на себя новую кабалу в пользу наследника умершего. Теперь такой вольности холопы лишались, фактически становились бессрочными рабами господина. Усилилось ограничение крестьян в правах собственности с запретом приобретать имущество в городах и уездах, отменено право самостоятельного ухода на промыслы в поисках выхода из материального тупика. Начинается фактическая, а затем и юридически санкционированная (указы 1675, 1682, 1688 гг.) продажа крестьян без земли, законодательно вводится телесное наказание, истязание крепостных [1, с.389].

С 16-17 веками связано становление в России мануфактурного производства - крупных предприятий, основанных на разделении труда с ручной ремесленной техникой. Поскольку в стране не было рынка свободных рабочих рук, государство стало приписывать на казенные мануфактуры крестьян, лишая их свободы выбора, а позже разрешило и частновладельческим предприятиям приобретать, т.е. покупать крестьян. Это в то время, когда в Европе вольнонаемный труд на мануфактурах стал реальностью.

Таким образом, 17 век внес изменения в экономику (развитие единого национального рынка с товарно-денежными отношениями, становление мануфактур), но не привел к существенному формированию капиталистических отношений, как в политике, так и в экономике, социально-культурной сфере. Россия продолжала отставать от передовых цивилизаций. Сельское хозяйство не поднялось на ступень прогресса. Городские ремесленники, объединенные по профессиональному признаку в слободы и сотни, несли тягло - повинности в пользу государства, выбирая себе старост и сотских («черные слободы»). А «белые слободы» принадлежали боярам, монастырям. Класс буржуазии не сложился, из всех социальных групп максимально к этому сословию приблизилось только купечество.

«Самобытный российский путь» со стремлением укрепить абсолютную монархию и крепостное право привел в 16 веке к опричнине, в 17-м - к трагедии Смутного времени, к «бунташному веку» с периодическими социально-классовыми потрясениями. Даже в церковной среде произошел страшный раскол.

Требовались реформы кардинального характера по социально-экономическому развитию и совершенствованию политических институтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: