Реф.П.Д.Киселева в гос-й деревне. Деят-ть Мин-ва гос-х имуществ в отношении помещичьих крестьян

В кон. 1837 г. было создано Мин.гос-х имуществ во главе с Павлом Дмитриевичем Киселевым. Ему НI поручил провести задуманную реформу.

Реформа распространялась на 8,1 млн душ мужского пола - государственных крестьян в основном западных и некоторых южных губерний, однодворцев и др., составлявших в общей сложности более трети всего населения России.

В 1838-1841 гг. в великорусских, западных и прибалтийских губерниях была создана четырехступенчатая система управления: губерния - округ - волость - сельское общество. Волости состояли из сельских обществ, ок. 1,5 тыс. душ МП.

Общинное землепользование с переделами земли сохранялось. Оброк назначался в зависимости от доходности крестьянского надела.

На селе появились врачи и ветеринары. Предотвратить голод в случае неурожая должны были 3,3 тыс. хлебных запасных магазинов и выделенная из крестьянской надельной земли т. н. общественная запашка, значительная часть которой отводилась под посевы картофеля.

В несколько лучшем положении находились оброчные крестьяне. Крестьянские наделы в оброчных имениях были выше, чем в барщинных.

В большей степени расслоение происходило среди оброчных крестьян, из среды которых выходили не только капиталистические предприниматели типа Саввы Морозова и крупные торговцы, но и представители сельской буржуазии - кулаки.

Жестокая эксплуатация крестьян обусловливала нищенский уровень их жизни. Крестьянское хозяйство приходило в упадок, урожаи были крайне мизерны. Крестьян продавали, как вещь, на ярмарках и базарах.

Крестьяне не обладали правом собственности. Недвижимую собственность крепостные могли приобретать только на имя своего помещика. Право суда над крепостными также принадлежало помещикам, которые могли применять к ним следующие наказания: 1) сечение розгами до 40 ударов, палками до 15 ударов, 2) арест до 2 месяцев, 3) заключение в смирительном и рабочем доме до 3 месяцев, 4) заключение в исправительных арестантских ротах гражданского ведомства до 6 мес.

По закону 1822 г. помещикам было вновь предоставлено право ссылки своих крепостных в Сибирь. По Уложению о наказаниях 1845 г. за подачу жалобы на помещика полагалось 50 ударов розог. Правительство, оберегая права дворянства, рассматривало возмущение крепостных п/в их владельцев как восстание п/в гос-й власти. Все это обусловливало разнузданный произвол помещиков и приводило к самым утонченным издевательствам и истязаниям крепостных крестьян.

9.Фин. и торгово–промышленная пол. самодержавия во 2 ¼ XIX в.

Ко времени НI относятся слабые зачатки фабричного законодательства в Р.

Назначенный в 1823 г. министр финансов Канкрин начал наводить строгую экономию в расходах и накопил некоторый металлический запас. Ему удалось установить равновесие в бюджете и несколько поднять курс ассигнационного рубля, который в 1830 г. стоил 26 коп. серебром, а в 1839 г. — ок.33 коп. Тогда правительство решило произвести ден.реф. Манифестом 1 июля 1839 было объявлено, что серебряная рублевая российская монета «отныне впредь устанавливается главною государственною платежною монетою», а государственные ассигнации «остаются вспомогательным знаком ценности» (1 руб.сер. = 3 руб. 60 коп. асс). С 1841 вместо ассигнаций, стали выпускаться «государственные кредитные билеты», подлежавшие размену на серебро

— Фин.реф. Канкрина оказалась удачной; выпускаемые (в умеренном количестве) кредитные билеты сохраняли свой курс до Крымской войны (1853-1856), когда размен их на серебряную монету был прекращен.

Наиболее широкое распространение мелкая крестьянская промышленность получила в центр-промыш-х губ. Р. — в Мск-й, Влад-й, Калуж, Костром, Твер-й, Ярослав-й и Ниж-й.

Крупная пром-ть в Р. росла за счет распространения капиталистической мануфактуры.

Закон 18 июня 1840 г. разрешал фабрикантам увольнять посессионных рабочих — их переводили в сословие мещан или в разряд гос. крестьян.

Начиная с 30х нач-ся переход от мануф. к капит. фабрике. Этот переход связан с промышленным переворотом, кото­рый имел две стороны: 1) техническую — систематическое применение машинной техники и 2) социальную — формирование промышленной буржуазии и пролетариата.

С машинной техникой был связан и переход к наемному труду.

Вольно наемные рабочие были представлены преимущественно помещичьими и гос. крестьянами.

Транспорт в дореформенной Р. в основном - водный и гужевой. С развитием торговли было положено начало строительству шоссеиных и железных дорог.

Первая железная дорога м/у СПб и Царским Селом была построена в 1837 г.

Важнейшими условиями развития внутреннего рынок рынка являлись рост промышленности, городов торгово-промышленного населения.

Большую роль во внутренней торговле дореформенной России играли ярмарки. (НН, Ирбицкая и т.д.). Росла постоянная (магазинная) торговля. В Мск, СПб.

Широко распространена была торговля вразнос =скупка купцами, затем дальнейшая перепродажа в розницу.

Экспорт: хлеб, лен, пенька, сало, кожи, щетина, лес. (в Анг, Фрц, Грм, Дания, Китай).

Импорт из СрАзии: шелк, хлопок, шерсть, кожи.

10.М.М.Сперанский – жизненный путь и преобраз. д-ть.

Мих. Мих. Сперанский (1772-1839) – рос. гос-й деятель, граф (1839). Сперанский — сын священника, родился 1янв.1772 г., учился во владимирской семинарии, затем в семинарии при Александро-Невском монастыре в СПб, в которой по оконч-и был определен учителем мат-и, физики и красноречия и фил-и.

В 1797 г. Сперанский поступил на службу в его канцелярию ген-прокурора Куракина, при А1 получ.статус статс-секретаря и в 1802 г. перешел на службу в МВД.

А1 впервые лично познак-ся со Сперанским в 1806 г.

С 1808 ближайший советник АI, автор плана либеральных преобразований, инициатор создания Гос.совета (1810).

При преобразовании министерств в 1811 г. не были осуществлены предположения Сперанского об ответ-ти министров. Что касается Сената, то Сперанский предполагал образовать Сенат правительствующий, один для всей империи (из министров, их товарищей и главных начальников отдельных управлений) и Сенат судебный (состоящий из сенаторов, назначаемых государем или непосредственно, или из кандидатов, выбранных дворянством), который должен был разместиться по четырем судебным округам. При рассмотрении этого проекта в Гос.совете слышались возражения, что назначение сенаторов по выбору противоречит духу самодержавия. Особо это было отмечено Карамзиным в «Записке о прежней и новой Р.».

В 1812-16 в результате интриг – сослан в НижН (17.03.12-разговор с А1), в 1819-21 генерал-губернатор Сибири, составил план админ. реф. Сибири. В марте 1821 г. Сперанский возвратился в СПб.

Главное дело в этот период – составление «Полного Собрания» и «Свода Законов», обнародованных в 1833 г. (при Н1).

С 26г. Сперанский - глава 2-го отделения, руководил кодификацией Основных гос-х законов РИ (1832).

С октября 1835 г. по апрель 1837 г. Сперанский вел беседы о законах с наследником А2.

1 янв.39 г. получил граф. титул.

Скончался 2 фев.1939, в возрасте 67 лет. Ему принадлежит та большая заслуга, что он хотел дать своей стране конституцию, свободных людей, свободных крестьян, законченную систему выборных учреждений и судов, мировой суд, кодекс законов, упорядоченные финансы, предвосхитив таким образом за полвека с лишним большие реформы А2.

11.Формирование общ–пол-х воззрений декабристов. Первые офицерские кружки декабристов. Создание и деятельность СС.

События Отеч. войны 1812 г. и участие в загранич. походах оказали огромное воздействие на офиц-ю молодежь. Будущие декабристы называли себя «детьми 1812 года». Им была присуща психология победителей, и они искренне читали себя причастными к спасению Р. и Е. от тирании Наполеона. Они были уверены, что именно народ сыграл большую роль в этом освобождении, а крепостное состояние казалось им унизительным для народа-победителя и является главной причиной отсталости Р. Поэтому ликвидация крепостничества рассматривалась как спасение Р.

Источниками декабристской идеологии явились идеи француз. просветителей 18в. и русских «вольнодумцев» - Радищева, Новикова. Революционный дух господствовал в Царскосельском лицее, Моск. универе, военных и других учреждениях, где учились будущие декабристы. Формирование мировоззрения декабристов и возникновение первых тайных организаций проходило в атмосфере роста либерально-оппозиционных настроений. Ранее существовали «преддекабристские» орг-ии: «юношеские собратства», офицерские артели (лейб-гвардия Семеновского полка), «Орден русских рыцарей» (Орлов и Дмитриев-Мамонов)

Из «Общество истинных и верных сынов Отечества» образ-ся → СС был организован в фев.1816г. Видные представители – А.М.Муравьев, Н.М.Муравьев, братья Муравьевы-Апостолы, Трубецкой, Якушкин, П.И.Пестель, Ф.Глинка, Ф.Толстой, М.С.Лунин.

Главная задача СС – уничтожение крепостной системы, замена самодержавия конституционной монархией. В организации было два мнения – 1)готовить в стране общественное мнение, подталкивающее царя к принятию конституции; 2) революционный переворот и захват власти. Лунин представил план цареубийства (группа смельчаков в масках должна была встретить царя на царскосельской дороге и убить). Большинство проголосовали против этой меры. Начались разногласия м/у членами. В сентябре члены союза (в основном гвардейские офицеры) провели совещание, известное как «московский заговор», на котором цареубийцей вызвался быть Якушкин. Он предлагал убить царя при выходе из Успенского собора, затем убить себя. Поддержали идею только единицы. Разногласия усиливались и в 1817 году было создано «Военное общество», куда входили только сторонники заговора, а не цареубийства. Сам же Союз спасения решено было ликвидировать. Союз распался в 1818 году и образовался новый – СБ.

12.Устройство центральных и местных органов власти по «Конституции» Н.М.Муравьева и «Русской Правде» П.И.Пестеля.

П. Пестель был врагом всякого фед-го устройства и сторонником единой и нераздельной республики с сильной централизованной властью. Республика Пестеля делилась на губернии или области, которые в свою очередь делились на уезды, а уезды - на волости. Ежегодно в каждой волости должно было собираться общее волостное собрание всех жителей → земское народное собрание, кот. выбирало своих депутатов в: 1.свое наместное волостное собрание, 2.свое наместное уездное собрание, 3.свое наместное окружное или губернское собрание. Окружные собрания выбирали представителей в высший законодат. орган власти - Народное вече. Народное вече – законодат. власть, Державная дума – исполнит-я. Народное вече: избир-сь на 5 лет, каждый год 1/5 часть переизбиралась, имело право издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Никто не имел права роспуска Народного веча. Державная дума состояла из пяти членов, избранных Народным вечем на пять лет. Кроме законод. и исполнит. власти Пестель выделял власть блюстительную (контроль за исполнение констит.в стране). Ц.органом блюстительной власти был - Верховный собор (120 членов). Столицей Рос. республики по "Рус.Правде" - НижН.

Будущая Россия представлялась Н. Муравьеву, в отличие от Пестеля, федеральным гос-ом. Империя делилась на отдельные федеративные единицы, которые Муравьев называл державами. Держав было 15, со своей столицей.

Столица – НижН. Законодат. власть→ Народное вече (2 палаты: Верховная дума, и ниж. палата - палата народных представителей). Всякий законопроект должен был три раза читаться в каждой палате. Император мог вернуть неугодный ему законопроект в палаты со своими замечаниями. По конституции Муравьева император имел - суспензивное вето.

Державы делились на уезды. Начальник уезда назывался тысяцким (должность выборная). Судьи также были выборными. Законодат., испол. и суд. власти были разделены. Император является представителем только исполнительной власти, законодательной власти император не имел. Император получал большое жалованье "8 млн. рублей в год", командовал войсками, но не имел права ни начинать войны, ни заключать мира. Император не мог покидать терр. империи, иначе он лишался императорского сана.

13.Крестьянский вопрос в «Конституции» Н.М.Муравьева и «Русской Правде» П.И.Пестеля.

Аграрный проект Пестеля, по наделению землей крестьян был подробно разработан в «Русской Правде».

В своем аграрном проекте Пестель смело объединил два противоречивых принципа: 1)земля - общее достояние всего рода человеческого, нет частной собственности. 2)"труды и работы суть источники собственности" и тот, кто землю удобрил и - 4 обработал, имеет право владеть землей на основе частной собственности.

Признав за правильные оба противоречивых положения, Пестель положил в основу своего аграрного проекта требование разделения земель пополам и признания каждого из этих принципов лишь в одной из половин разделенной земли.

Вся обрабатываемая земля в каждой волости по проекту делится на 2 части: первая часть является общественной собственностью, ее нельзя ни продавать, ни покупать; вторая часть земли является частной собственностью, ее можно продавать и покупать, она предназначена для производства "изобилия". Часть общинная, предназначенная для производства необходимого продута, делится между волостными общинами.

Каждый гражданин будущей республики обязательно должен быть приписан к одной из волостей и имеет право в любое время безвозмездно получить причитающийся ему земельный надел и обрабатывать его. Крестьянин, получивший земельный надел, владеет им на общинном праве, не может ни дарить его, ни продавать, ни закладывать.

Вторая часть волостных земель, предназначенная для производства "изобилия", находится в частной собственности, частью же может принадлежать и гос-ву. Каждый россиянин, желающий расширить свое земельное хозяйство, может прикупить землю из этой второй части земельного фонда.

Помещичье землевладение (при полном уничтожении крепостного права!) все же частично сохранялось, т.к. если помещик имел 10000десятин у него могли отобрать только 5000, остальная оставалась неприкосновенной, но Пестель тем не менее не решался отстаивать лозунг передачи всей земли крестьянам.

Никита Муравьев в своей конституции объявлял освобождение крестьян от крепостной зависимости, но одновременно выводил положение: "Земли помещиков остаются за ними". По его проекту крестьяне освобождались без земли. Лишь в последнем варианте он изменил наделение землей: крестьяне получали усадебные участки и сверх этого по две десятины на двор в порядке общинного владения. Конституция хар-сь высоким имущественным цензом: только земельный собственник или владелец капитала имел право полностью участвовать в политической жизни страны. Крестьянин-общинник не считался "владельцем"-собственником, его избирательное право было ограничено.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: