Легальный марксизм» в России

Нетрадиционные «боковые» концепции в политической экономии своеобразно развивались в дореволюционной России. Некоторые методологические особенности исторического направления и социальной школы нашли воплощение в трудах «легальных марксистов» — П.Б. Струве (1870—1944), СИ. Булгакова (1871—1944) и "выдающегося русского экономиста М.И. Туган-Барановского (1865-1919).

Интерес к экономической истории проявился в двух крупных и оригинальных сочинениях М.И. Туган-Барановского: «Русская фабрика в прошлом и настоящем» и «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь». Помимо того что эти произведения имеют самостоятельную научную ценность, они были важны для преодоления некоторых заблуждений либерального народничества по поводу невозможности капиталистической эволюции в России.

После революции 1905—1907 гг. историзм «легальных марксистов», разочаровавшихся в возможностях демократических движений в России, легко сменился неким подобием российского институционализма и социологизма. П.Б. Струве стал требовать коренного пересмотра политической экономии на основе эмпиризма и неокантианства. Он стал отрицать классические идеи о существовании «естественных законов» экономической жизни. Отказавшись от анализа причинно-следственных связей и от абстрактного метода, Струве утверждал, что в хозяйственной жизни существуют «просто факты», которые требуют описания, констатации, но не теоретического обобщения. Характерно в этой связи, что подобно В. Зомбарту он в полемике с ортодоксальными марксистами перестал признавать реальность категорий стоимости и прибавочной стоимости, считая их чисто логическими конструкциями. Реальными же, эмпирически ощутимыми должны считаться лишь категории цены и прибыли. На этой базе осуществлялась критика «Капитала» К. Маркса, которому совсем недавно отдавалась дань уважения.

Что касается М.И. Туган-Барановского, то он не стал отрицать своей близости к марксизму. Напротив, он пытался преодолеть некоторую односторонность марксистской трудовой теории стоимости. Мы уже отмечали, что он одним из первых (если не самый первый) попытался синтезировать марксистскую и маржиналистскую концепции стоимости и цены, доказывая (и совершенно справедливо), что непроходимой пропасти между этими двумя подходами нет. М.И. Туган-Барановский явился автором оригинальной социальной теории распределения, позднее признанной во всем мире. Согласно этой теории роль производства сводится к приращению продукта, поэтому все классы оказываются заинтересованными в росте производительности труда. (Это утверждение противостоит Марксовой идее о том, что эффектом от роста производительности труда пользуются лишь капиталисты, присваивающие относительную прибавочную стоимость.) В распределении же готового продукта в стоимостном выражении доля различных классов общества зависит от результатов социальной борьбы, от социальной силы того или иного класса.

Туган-Барановский не согласился с утверждениями Рикардо и Маркса о том, что прибыль и заработная плата находятся в обратном отношении друг к другу. В фазах промышленного подъема и кризиса заработная плата и прибыль движутся в одном направлении.

Если в обществе растет производительность труда, то и это обстоятельство повышает и зарплату, и прибыль.

Вообще к рабочей силе не следует относиться как к обычному товару. И для рабочего потребление есть самоцель, а не средство поддержания своей рабочей силы, продаваемой капиталисту. На заработную плату не распространяется закон спроса и предложения. Спрос на рабочую силу, говоря современным языком, неэластичен и зависит не столько от цены, сколько от способности рабочего производить прибыль для капиталиста. Повышение заработной платы в конечном итоге становится положительным фактором для капитала, ибо увеличивает трудоспособность рабочего и эффективность его труда. На этой почве возникает определенная солидарность интересов рабочих и капиталистов. Отсюда и основной вывод М.И. Туган-Барановского: размер заработной платы определяется не только производительностью общественного труда, но и социальной силой рабочего класса, его институциональной организованностью.

Оставаясь до конца жизни сторонником неортодоксального социализма, Туган-Барановский в полном соответствии с институционалистской методологией давал этическую интерпретацию социализму. «Человечество, — писал он, — не получит нового общественного уклада как дара слепой игры экономических сил: оно должно этот новый строй сознательно выработать — и завоевать. Капитализм никогда не умрет естественной смертью — ему может быть нанесен смертельный удар лишь мыслью и волей человека»1.

1 Туган-Барановский М.И. Теоретические основы марксизма. СПб., 1905. С. 194. Обратим внимание читателей на то, что М.И. Туган-Барановский возлагает надежды на мысль и волю человека, а не на силу оружия или на восстание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: