1. Каковы крайние позиции во взглядах экономистов на место потребителя в рыночной системе?
2. Есть ли специфические особенности и психологические последствия положения потребителя в отечественном рынке? Представьте свои размышления об этом.
Формы власти рынка над человеком
Назовем некоторые формы власти рыночного общества над лично стью:
— навязанные потребности (рынок посредством рекламы формирует все новые и новые потребности или формы их удовлетворения);»
-ускоренное потребление (вещи проживают все более короткую жизнь по спланированным технологически причинам или по причинам» связанным с модой);
- опережающее потребление или кредит (жизнь в кредит усиливает психологическое напряжение, тревогу и, как правило, увеличивает стоимость вещи);
- выбор из маргинальных, т.е. несущественных различий (нарастающий поток вещей различается несущественно, а это усложняет и психологически отягощает выбор нужной альтернативы).
Кроме того, накапливается дискомфорт от заботящейся и одновременно фрустрирующей, обязывающей рекламы. Ведь реклама— бесплатный товар. Его потребление вызывает неосознанное чувство вины. Согласно психоаналитической точке зрения, потребность снять это чувство является одним из факторов, провоцирующих покупку.