Потребитель в рыночной системе

Существует заочный научный спор о месте потребителя в рыночной экономике. Одни отводят ему центральное место и настаивают на том, что от его потребностей зависит развитие рынка, другие рассматривают по­требителя как жертву экономической системы.

Профессор Чикагского университета Т.Веблен (1857—1929) показал, что потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающего их иногда покупать ненуж­ные им товары, пользоваться дорогими услугами. Жажда прибыли толка­ет некоторых предпринимателей на неэтичные поступки. Ученый убеж­ден, что со временем система изменится на более гуманистическую[49].

Согласно позиции другого профессора Ф.Найта (1885-1972), произ­водство товаров и услуг определяется исключительно потребителями. Стремление к прибыли заставляет предпринимателей производить то, что нужно потребителю, а прибыль рассматривается как награда предприни­мателю за деятельность в условиях риска. Автор считает рыночное произ­водство наиболее разумным[50].

Оба автора занимают крайние позиции, акцентируя разные стороны рыночной системы, ее позитивные и негативные последствия для человека. На самом деле верно нечто среднее, хотя объективность каждого из авторов будет усиливаться в зависимости от степени развитости рынка, его сбалансированности и контролируемости.

Рынок влияет на человека, его психику, вносит свои развивающие и деформирующие элементы. Так, например, движущая сила рынка — спрос — ставит человека в зависимость от него, но и предоставляет воз­можность продемонстрировать власть над временем, предугадывая спрос, предусмотрев экономические изменения, почувствовать, что будет завтра.

Даже в условиях развитого и сбалансированного рынка развиваются мифы об абсолютной ничем не ограниченной функциональности техники, о нравственном отставании человека от техники и научно-технического прогресса и, наконец, миф об идеальной конвергенции техники, произ­водства и потребления. Эти мифы прикрывают собой "всевозможные противо-целесообразности в политике и экономике"[51].

Говоря о власти рынка, следует учитывать, что отечественный рынок 90-х годов называют квазирынком, нецивилизованным рынком, где избы­точны элементы стихийности и саморегуляции, с одной стороны, и олигархо-бюрократического давления, с другой стороны. Следствием этого является несбалансированность экономических процессов.

Участник такого рынка переживает глобальность, всеобщность неоп­ределенности, неустойчивости во всех сферах экономических и околоэко­номических процессов. Поэтому власть рынка, как некоего независящего от человека механизма хозяйственной жизни, регулятора его поведения и поступков, часто воспринимается в настоящее время как разрушительная, вредная для психики и здоровья. Более защищенными от нее чувствуют себя стрессоустойчивые, энергетически одаренные, активные, волевые и гибкие люди.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: