Кривая производственных возможностей, т.е. граница области производственных возможностей, характеризует одновременно и возможный, и желательный выпуск продукции. Из точек, лежащих на этой кривой и представляющих различные возможные сочетания выпуска альтернативных товаров, мы и должны (в силу гипотезы о рациональном поведении) выбрать ту, которая для нас наиболее предпочтительна.
Сравним точки В и С (рис. 6). Выбрав точку В1 мы предпочтем производство меньшего количества предметов потребления (Хв) и большего количества средств производства (Yв), чем выбрав точку С (Хс, Ус). Точнее, при переходе из точки В в точку С мы получим дополнительно Х = ОХс – OXв единиц предметов потребления, пожертвовав для этого Y = OYв – Oyс единиц средств производства.
Рис. 6. График производственных возможностей.
Экономисты называют количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения другого товара на единицу, вмененными (альтернативными) затратами, или затратами упущенных возможностей.
|
|
Экономист определяет вмененные издержки как потери других, альтернативных товаров или услуг, которые могли бы быть произведены с помощью тех же производственных ресурсов.
Бухгалтер регистрирует в качестве затрат расход самих ресурсов (или их стоимость).
Таким образом, кривая производственных возможностей служит иллюстрацией 4-х основных идей:
· ограниченность ресурсов подразумевает, что все комбинации выпуска продукции, расположенные с внешней стороны кривой производственных возможностей, неосуществимы;
· возможность выбора находит выражение в необходимости для общества проводить отбор из разных достижимых комбинаций продуктов, расположенных на (или внутри) этой кривой;
· нисходящий наклон кривой подразумевает понятие о вмененных издержках (альтернативных затратах);
· вогнутость кривой показывает увеличение вмененных издержек и, как следствие, уменьшение доходности.
Таким образом, основной проблемой эффективного функционирования экономической системы является проблема выбора.
Суть проблемы выбора в том, что, если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания факторов производства.
Контрольные тесты.
1. В иерархии экономических интересов на первом месте стоят:
а) индивидуальные интересы;
б) региональные интересы;
в) коллективные интересы;
г) интересы всего общества.
2. В сферах экономической деятельности определяющее значение имеет:
а) производство;
б) потребление;
|
|
в) распределение;
г) обмен.
3. Экономический интерес - это:
а) стремление людей к удовлетворению своих потребностей;
б) стремление работать на благо общества;
в) стремление произвести продукт для других;
г) все перечисленное.
4. Вогнутость кривой производственных возможностей (по отношению к началу координат) показывает:
а) редкость ресурсов;
б) необходимость выбора комбинаций производства;
в) увеличение вмененных издержек;
г) неэффективное использование ресурсов.
5. Точка на графике вне кривой производственных возможностей характеризует:
а) один из реальных вариантов возможностей общества;
б) недостижимый при данных ресурсах объем производства;
в) недоиспользование имеющихся ресурсов;
г) оптимальный для данных условий объем производства.
6. Если улучшается технология, то кривая производственных возможностей на графике:
а) остается неизменной;
б) сдвигается вправо;
в) приобретает вид горизонтальной линии;
г) двигается влево.
7. Кривая производственных возможностей служит иллюстрацией следующей идеи:
а) ограниченность ресурсов подразумевает, что все комбинации выпуска продукции, расположенные с внешней стороны кривой, неосуществимы;
б) возможность выбора находит выражение в необходимости для общества проводить отбор из разных достижимых комбинаций продуктов, расположенных на кривой;
в) все приведённые утверждения верны.
8. Для студентов альтернативную ценность обучения в университете отражает:
а) размер стипендии,
б) затраты родителей на содержание студентов,
в) максимальный заработок, который можно получить, бросив учебу.
Основная литература:
1. Булатов А.С. Экономика. - М.: БЕК, 2005.
2. Курс экономической теории. /Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой.Е.А. -Киров, 2005.
3. Курс экономики: Учебник /Под ред. проф. Б.А.Райзберга. 3-е изд. доп. и дораб. /Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебника для студентов вузов. - М.: ИНФРА-М, 2005.
4. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям/Под редакцией А.Г.Грязновой и А.Ю.Юданова. – М.: ИТД «Кно Рус», 1999.
5. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2005.
6. Экономическая теория: Учеб. для вузов. /Под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. 3-е издание. - Спб: Изд. СПб. ГУЭФ. Изд. Питер, 20035
7. Экономическая теория: Учеб. для вузов /Под ред. В.И.Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: Рос. Экон. Акад., 2005.
Дополнительная литература:
1. Антология экономической классики//Под ред. И.А. Столярова. М., 1994. - Т.1, Т.2.
2. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. - М.: Прогресс, 1969.
3. Леонтьев В. Очерки политической экономии. - М., 1990.
4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х томах./ Пер. с англ. - 11-е изд. - М., - 1996. – Т. 1.
5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х томах. /Пер. с англ. - 11-е изд. - М., 1997. – Т. 2.
6. Маршалл А. Принципы политической экономии. - М.: Прогресс, 1984.
7. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М.: Экономика, 2000.
8. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономикс. – М.: Бином-КноРус., 1997.
9. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. - М.: Экономика,1995.