Товар, свойства товара, двойственный характер товара. Закон стоимости и его функции

Товар — это продукт труда, произведенный для продажи. Для того чтобы стать товаром, продукт должен обладать двумя свойствами: стоимостью и потребительной стоимостью.

Потребительная стоимость — это способность продукта удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Человек всегда трудится ради удовлетворения потребностей, поэтому потребительная стоимость — вечная категория, но она тоже изменяется и развивается. Как потребительные стоимости все товары различны, и для обмена одной вещи на другую нужно, чтобы они обладали общей чертой — имели стоимость.

Стоимость — это затраты труда, затраты умственной и физической энергии производителей на производство данного товара. Затраты труда могут измеряться только временем, затраченным на производство товара. Но количество труда или рабочего времени может различаться у разных производителей под воздействием конкретных условий: технической оснащенности рабочего места, квалификации, опыта работника и т.п. Поэтому рабочее время, необходимое для производства товара у отдельного производителя, — это индивидуальное рабочее время, определяющее индивидуальную стоимость товара. На рынке товары обмениваются не по индивидуальным затратам, а по общественно необходимым, т.е. по общественной стоимости. Под общественно необходимым рабочим временем понимается время, необходимое для производства данного товара при общественно нормальных условиях работы и при средней умелости и интенсивности труда. Таковы основы трудовой теории стоимости товара.

Теория предельной полезности, лежащая в основе современного маржинализма, по-иному определяет стоимость товара. Предельная полезность это дополнительная полезность, получаемая от каждой последующей единицы потребляемого товара. Чем больше товара, тем меньше ценность каждой его единицы. Общая экономическая ценность блага равна его предельной полезности, умноженной на количество блага. При этом полученная величина является субъективной оценкой блага тем или иным потребителем.

Теория предельной полезности и трудовая теория стоимости противоположны, но не противоречат друг другу. По сути, это объективная и субъективная оценка ценности данного блага.

Двойственный характер товара определяется двойственным характером труда, создающего товар. Труд каждого производителя выступает в конкретной форме: это не просто труд, а труд токаря, пекаря, сапожника и т.п. Конкретные виды труда различаются по трем признакам: предметам труда, орудиям труда и способам воздействия орудия труда на предмет труда. В результате конкретного труда получают определенные вещи: сапожник производит обувь, портной — одежду, пекарь — хлеб и т.д., т.е. конкретный труд создает определенную потребительную стоимость.

В процессе конкретного труда каждый производитель затрачи­вает свои силы, свою физическую и умственную энергию. Эти затраты человеческой энергии, общие для любого вида труда, представляют собой абстрактный труд. Абстрактный труд, характеризуя затраты энергии производителей, создает стоимость товара, следовательно, стоимость можно определить как овеществленный в товаре абстрактный труд. Абстрактный труд — категория историческая, он возник вместе с товарным производством. Конечно, затраты человеческой энергии при создании продукта существовали всегда, но абстрактный труд как мера этих затрат выделился, когда возникла необходимость сравнения затрат разных видов конкретного труда при обмене результатами деятельности.

Двойственность труда выражается не только в том, что он конкретный и абстрактный, но и в том, что он одновременно частный и общественный. Конкретный труд производителя в товарном производстве выступает как частный труд, так как он затрачивается исходя из интересов производителя, который выпускает только то, что он может производить, и то, что приносит ему на рынке выгоду. Но в то же время это труд и общественный, поскольку товар производится для рынка, для удовлетворения потребностей других людей. Но эта сторона труда скрыта, она проявляется только на рынке: если товар куплен, значит, он действительно нужен обществу. Это как бы подтверждает общественный характер затраченных сил и энергии: если товар не купили, то затраты на его производство были не нужны, данный труд не был общественным.

Так же как между стоимостью и потребительной стоимостью, между конкретным и абстрактным, частным и общественным трудом существует противоречие. На поверхности общества труд носит четко выраженный частный характер, хотя одновременно он является и общественным трудом, т.е. трудом не для себя, а для общества.

Производительность труда — это затраты труда на единицу продукции или количество товара, произведенное в единицу времени. Производительность труда зависит от уровня применяемой техники и технологии, квалификации работника, организации труда и производства. С ростом производительности труда стоимость единицы продукции уменьшается, а общая масса произведенных стоимостей не меняется.

Интенсивность труда — это затраты труда в единицу времени. Увеличение темпа работы не влияет на количество труда, нужного для производства одного товара, следовательно, не влияет на стоимость единицы товара, но масса произведенных стоимостей увеличивается.

Развитие товарного производства осуществляется на основе действия закона стоимости. Закон стоимости говорит о том, что все товары должны производиться и обмениваться в соответствии с общественно необходимыми затратами труда. Это не только закон товарного обращения, но и закон производства. Механизм действия закона стоимости основан на разнице между индивидуальной и общественной стоимостями товара. В простом товарном производстве и в условиях рыночного хозяйства закон стоимости выполняет следующие функции.

1. Регулятор пропорций общественного производства. Так как цены на рынке зависят от спроса и предложения, то, если предложение не удовлетворяет спрос, цены на товар начинают расти. Это означает, что производители, продающие данный товар по повышенным ценам при неизменных затратах, получают значительно больше прибыли. В погоне за прибылью другие производители направляют свои капиталы в данное производство, оно развивается быстрее, и это ведет к изменению пропорций между отдельными отраслями и производствами. Когда рынок будет насыщен товарами и цены начнут снижаться, произойдет отток капитала в другую отрасль, более доходную в данный период. И такой процесс идет постоянно.

2. Дифференциатор товаропроизводителей. Так как товары продаются по общественной стоимости, то те производители, у кого индивидуальная стоимость выше общественной, не выдерживают конкуренции и разоряются. Те, кто производит товары с затратами ниже общественных, получают большую прибыль, могут развивать свое производство и в итоге — обогащаются.

3. Стимулятор развития производительных сил. Производитель, внедривший какое-либо новшество, позволяющее повысить производительность труда, производит товары с индивидуальной стоимостью меньшей, чем общественная, а продает их по общественной стоимости. Следовательно, он получает дополнительную прибыль. Это происходит до тех пор, пока новшество не получит общественного распространения и не приведет к снижению общественно необходимых затрат труда. Для того чтобы опять получить дополнительную прибыль, нужно постоянно совершенствовать орудия труда, организацию производства и т.п., т.е. развивать производительные силы.

Таким образом, закон стоимости, через стимулирование развития производительных сил и дифференциацию товаропроизводителей, создает необходимые условия для перерастания простого товарного производства в капиталистическое, для дальнейшего развития товарно-денежных отношений и рыночного хозяйства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: