Таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу. Методы её определения

Таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с законом «О таможенном тарифе» и иными законодательными актами РБ.

Пятая статья Закона отмечает, что таможенная стоимость товара (далее – ТСТ)  стоимость товара, определяемая в соответствии с Законом «О таможенном тарифе» и актами Президента РБ и используется для:

а) обложения товара пошлиной;

б) таможенной статистики внешней торговли специальной таможенной статистики;

в) применения мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товара, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательством РБ.

а) определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РБ:

НПА:

Таможенная стоимость заявляется декларантом таможенному органу РБ при перемещении товаров через таможенную границу РБ. Для этого применяются специальные формы деклараций таможенной стоимости (ДТС), которые прилагаются к соответствующей ГТД и без последней недействительны.

ТС товара определяется согласно методам определения таможенной стоимости, установленным ст. 13 Закона. Определение таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь, производится путем применения следующих методов:

1)по цене сделки с ввозимым товаром;

2)по цене сделки с идентичным товаром;

3)по цене сделки с однородным товаром;

4)на основе вычитания стоимости;

5)на основе сложения стоимости;

6)резервного метода.

Основным методом определения таможенной стоимости товара является метод по цене сделки с ввозимым товаром. Согласно этому методу таможенной стоимостью товара, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь, является цена сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый в Республику Беларусь товар и откорректированная в соответствии с ТК РБ. Это о сновной метод определения ТС для сделок купли-продажи (т.е. сделок на стоимостной основе) является метод по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1). Поэтому начинать оценку следует всегда с проверки применимости этого метода (90-95% всех внешнеэкономических сделок оцениваются по первому методу).

При определении таможенной стоимости товара к цене сделки, если ранее в нее не были включены, должны быть добавлены:

а) стоимость доставки товара до аэропорта, порта или иного места ввоза товара на таможенную территорию Республики Беларусь, то есть стоимость транспортировки, расходы по погрузке, разгрузке, перегрузке и перевалке товара;

б) плата за страхование (страховой взнос);

в) расходы, понесенные покупателем:

комиссионные и брокерские вознаграждения, за исключением комиссионных по закупке товара;

стоимость контейнеров или другой многооборотной тары, если в соответствии с Товарной номенклатурой они рассматриваются как единое целое с оцениваемым товаром;

стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке; и другие сведения.

В случае невозможности применения основного метода определения таможенной стоимости товара последовательно применяются методы, предусмотренные выше. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость товара не может быть определена путем применения предыдущего метода.

По заявлению декларанта методы на основе вычитания стоимости и на основе сложения стоимости применяются в обратной последовательности. Информация для определения таможенной стоимости товара путем применения какого-либо из методов, ранее предусмотренных, должна быть подготовлена способом, соответствующим принципам бухгалтерского учета, принятым в Республике Беларусь.

Таможенная стоимость товара, перемещаемого через таможенную границу Республики Беларусь, определяется декларантом в соответствии с настоящим Законом и заявляется (декларируется) таможенному органу Республики Беларусь. За правильность определения ТС отвечает декларант. Заявляемая декларантом ТС и предоставленные им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Контроль за правильностью определения таможенной стоимости товара осуществляется таможенным органом Республики Беларусь. При этом таможенный орган Республики Беларусь принимает соответствующее решение о правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товара, определения величины и структуры заявленной таможенной стоимости товара.

Методы 2 и 3 основаны на использовании в качестве исходной базы для определения ТС цену сделки с идентичными и однородными товарами, ТС которых была определена по первому методу и была принята таможенным органом (ценовой «аналог»). При этом в равной мере может применяться как информация, имеющаяся у таможенных органов, так и документально подтвержденная информация, представляемая декларантом. Основным критерием при выборе информации в качестве исходной базы для определения ТС становится степень близости к условиям оцениваемой сделки.

Методы вычитания и сложения (методы 4 и 5) предусматривают принципиально иную базу расчета ТС. Метод 4 базируется на цене, по которой товары продаются в неизменном виде (либо в переработанном виде, если возможно определить влияние этой переработки на цену товара). Метод 5 основан на данных о затратах на производство товара.

Метод 6 является резервным и применяется в тех случаях, когда для определения ТС не удается использовать ни один из предыдущих методов.

В соответствии с условиями НПА

о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РБ» в зависимости от обстоятельств конкретной сделки при определении ТС необходимо предоставлять таможенному органу, прежде всего, следующие документы:

· учредительные документы предприятия;

· договор, на основании которого осуществляется поставка товара;

· счет-фактура, бухгалтерские и банковские платежные документы, подтверждающие стоимость товара;

· счет за транспортировку или калькуляцию транспортных расходов в случаях, когда транспортные расходы не были включены в счет-фактуру;

· таможенная декларация страны-отправления;

· имеющие отношение к сделке договора с третьими лицами и (или) счета за платежи третьим лицам (если таковые имели место);

· другие документы, которые могут быть использованы для подтверждения ценовых сведений, заявленных в декларации ТС.

В случае возникновения необходимости в уточнении заявленной декларантом ТС, последний вправе путем подачи заявления обратиться в таможенный орган РБ с просьбой предоставить ему декларируемый товар под гарантию уполномоченного банка либо предоставления иного обеспечения уплаты таможенной пошлины в соответствии с таможенной стоимостью товара, определенной таможенным органом Республики Беларусь

Таможенный орган при отсутствии сведений, подтверждающих правильность определения ТС либо при наличии оснований полагать, что представленные декларантом сведения не являются достоверными и (или) достаточными, а также если декларант не заявил таможенную стоимость товара в установленном порядке, в том числе при незаконном перемещении товара через таможенную границу РБ, может самостоятельно определить ТС декларируемого товара, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товара, установленные Законом, на основании имеющихся у него сведений (в том числе информации по идентичному или однородному товару) с корректировкой, осуществляемой в соответствии с Законом. Таможенный орган РБ имеет право запрашивать в письменной форме у декларанта дополнительные документы и информацию, если представленные декларантом документы и информация не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товара, и устанавливать срок, достаточный для их представления.

По письменному запросу декларанта таможенный орган обязан в месячный срок предоставить декларанту письменное разъяснение причин, по которым заявленная ТС не может быть принята таможенным органом в качестве базы для исчисления таможенной пошлины, а также информацию о порядке и методе определения таможенной стоимости товара в случае ее определения таможенным органом Республики Беларусь.

При необходимости уточнения таможенной стоимости товара, заявленной декларантом, таможенный орган Республики Беларусь по письменному запросу декларанта производит условный выпуск товара, если обеспечена уплата таможенной пошлины в соответствии с таможенной стоимостью товара, определенной таможенным органом Республики Беларусь на основании имеющейся у него информации. Срок действия обеспечения уплаты таможенной пошлины составляет 90 календарных дней с даты выпуска товара. Срок действия обеспечения уплаты таможенной пошлины может быть сокращен по письменному заявлению декларанта.

После представления декларантом документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товара, в течение срока, предусмотренного выше, осуществляются в соответствии с законодательством Республики Беларусь возврат или обращение сумм обеспечения уплаты таможенной пошлины в таможенную пошлину с заполнением формы корректировки таможенной стоимости товара.

При непредставлении декларантом документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товара, в течение срока, ранее предусмотренного, определенная таможенным органом Республики Беларусь таможенная стоимость товара признается окончательной. При этом должностным лицом таможенного органа Республики Беларусь заполняется форма корректировки таможенной стоимости товара.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: