Р цена, руб./кг | Qd объем спроса, кг |
Графически зависимость между ценой и спросом может быть отображена следующим образом: (см.рис.10).
Р
Q
Рис. 10. Кривая спроса
Кривая спроса – это кривая, показывающая, какое количество блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.
При снижении цены потребитель захочет приобрести больше товара или услуг, одновременно при этом дешевеют и другие товары и услуги.
Изменение цены вызывает движение вдоль кривой спроса.
Действие закона спроса во многом объясняется эффектом дохода и эффектом замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара.
Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились.
Таким образом, ценовой фактор является важнейшим, но не единственным, влияющим на спрос. Объем и структура спроса зависят также от других - неценовых факторов. К неценовым факторам относятся
· доходы потребителей и их изменения,
· структура населения и ее изменения (возрастная, половая, национальная, религиозная, профессиональная и др. структура населения),
· мода,
· вкусы и привычки потребителей,
· изменения цен на товары-заменители, сопутствующие товары,
· общее число покупателей или размер рынка,
· ожидания покупателей, включая инфляционные,
· прочие факторы.
Изменение неценовых факторов ведет к сдвигу кривой спроса вправо или влево. Например, произошло увеличение доходов потребителей и, соответственно, спроса. В результате этого кривая спроса сместится вправо и вверх. Это означает, что при тех же ценах потребители смогут покупать большее количество товара - Qd.
Закон спроса не является универсальным. Его действие ограничено в следующих случаях:
n при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен;
n для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых является средством накопления (золото, серебро, драгоценные камни, антикварные изделия и т.п.);
n при переключении спроса на более новые и качественные товары (например, с пишущих машинок на персональные компьютеры; снижение цен на первые не вызовет роста спроса на них.).
В экономической теории принято различать индивидуальный спрос как спрос отдельного покупателя на определенный товар, и рыночный спрос, т.е. суммарный спрос всех покупателей на данном рынке, а также совокупный спрос на всех рынках данного товара или на все производимые и покупаемые товары.