Что изучает теория микроэкономики

Теория микроэкономики является одним из разделов экономической теории.

Изучение проблем микроэкономики началось еще в период возникновения классической экономической теории в конце XVII - XVIII вв., особенно после опубликования шотландским экономистом Адамом Смитом (1723-1790 гг.) в 1776 году книги "Исследование о природе и причинах богатства народов". В ней рассматривались проблемы разделения труда, деятельности экономических субъектов ("экономического человека"), образования стоимости и цены, возникновения денег, производительного и непроизводительного труда, обосновывалась идея либерализма и минимального вмешательства государства в экономику, защищалась идея саморегулирующегося рыночного хозяйства на основе свободных цен.

Понятие "микроэкономика" происходит от греческого слова micros - малый, отсюда микроэкономика предусматривает изучение относительно маломас­штабных экономических процессов, в основном деятельности предприятий (фирм) в рыночных условиях с учетом потребительского спроса и предпринимательского предложения.

Микроэкономика появилась в рамках маржинализма – теории, основанной на анализе предельных, маржинальных величин. Появлению маржинализма в 70-е годы XIX века способствовал ряд причин.

Во-первых, в это время происходит бурное развитие экономики капиталистических западноевропейских государств, вызванное промышленной революцией. Уже существуют и продолжают развиваться различные формы предпринимательских структур и их объединений (тресты, синдикаты и т.п.). Таким образом, потребность практики предпринимательства настоятельно требовала разработки стройной научной теории фирмы. Которая бы помогла ответить на вопросы: как рациональнее организовать предпринимательскую деятельность, сократить издержки производства и обращения, максимизировать прибыль и др.

Во-вторых, это время характеризуется появлением и расширением так называемого слоя рантье (людей, живущих за счет процентов от собственного капитала). Именно они, обладавшие свободным временем и достаточными средствами, стали представлять значительный слой людей, для которых большое значение имело потребление – разнообразие, высокое качество и изысканность материальных благ и услуг. Поэтому перед производителями встал вопрос: как лучше изучить потребности потребителей, с тем, что бы удовлетворяя их, получать высокие прибыли. То есть появляется потребность в разработке теории потребительского поведения.

В-третьих, очень популярной в это время в Европе стала марксистская политэкономия. Которая, в частности, считала одним их источников прибыли капиталиста эксплуатацию наемных работников и призывала к классовой борьбе и т.д. Марксизм очень пугал крупных собственников, владельцев предприятий и капитала, поэтому требовалась какая-либо альтернатива марксизму, в качестве которой и выступил маржинализм.

В центре внимания микроэкономики находятся процессы, связанные с деятельностью производителей и потребителей в отношении продаж и покупок, что отражается на объемах производства с учетом потребностей, цен, затрат, получаемых фирмами или отдельными частными производителями доходов. Поведение рыночных субъектов рассматривается как отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления. В опреде­ленной степени в микроэкономике затрагиваются и отношения хозяйствующих субъектов с государством, его экономической деятельностью.

Микроэкономика одновременно является основой для обобщений и анализа макроэкономических процессов на народнохозяйственном уровне. Образно говоря, микроэкономика - это как бы отдельные деревья в лесу, существующие по своим природным законам, а макроэкономика - лес в целом. Для его жизни также характерны свои процессы и законы.

Изучение микроэкономики имеет очень большое значение для подготовки специалистов для всех областей экономики. Как и вся экономическая теория, микроэкономика является фундаментом для изучения последующих экономических дисциплин учебного плана:

история экономических учений, экономико-математические методы и модели, э кономика организаций (предприятий), экономика и социология труда, менеджмент, маркетинг, мировая экономика, бухгалтерский учет, экономический анализ, внешнеэкономическая деятельность предприятия, теория экономики переходного периода, ценообразование, прогнозирование и планирование в условиях рынка, оценка бизнеса, теория конъюнктуроведения, финансы организаций (предприятий) и др.

Тема 1. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ

РАВНОВЕСИЕ.

1.1. Спрос: сущность понятия, величина спроса, закон и кривая спроса.

1.2. Предложение: понятие, величина, закон и кривая предложения.

1.3. Эластичность спроса и предложения.

1.4. Проблема установления рыночного равновесия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: