1) Производительность труда – ее повышение приводит к снижению стоимости товара;
2) Интенсивность труда – это затраты рабочей силы в единицу времени, более интенсивный труд создает большую стоимость;
3) Сложность труда
Простой труд – это труд, не требующий специальной подготовки.
Сложный труд – это труд, для которого необходимо предварительное обучение. Его следует рассматривать как умноженный или возведенный в степень простой труд.
Чем выше сложность труда, тем больше величина стоимости товара.
Т.о., величина стоимости товара изменяется прямо пропорционально количеству и сложности труда и обратно пропорционально производительности труда.
Закон стоимости
Согласно закону стоимости рыночная (общественная) стоимость товара определяется общественно необходимым рабочем временем. Закон требует сведения индивидуального рабочего времени к общественно необходимому, индивидуальной стоимости к общественной, а также к эквивалентности в экономических отношениях между субъектами хозяйствования. Общественно необходимое рабочее время выступает в роли своеобразного общественного норматива, который выявляется на рынке и в которой производители должны укладываться.
Функции закона стоимости
1. Регулирующая – закон стоимости является регулятором товарного производства. Он способствует распределению труда по отраслям народного хозяйства в целях лучшего удовлетворения общественных потребностей;
2. Стимулирующая – закон стоимости стимулирует снижение производственных затрат. Производители стремятся выпускать продукцию с меньшими индивидуальными затратами, что при данных ценах обеспечивает ряд экономических преимуществ: ускорение реализации товаров, больший доход и прибыль;
3. Дифференцирующая – закон стоимости дифференцирует производителей. Те, у кого индивидуальные затраты ниже общественно необходимых, окажутся в выгодном положении, т. к. получат дополнительный доход. И наоборот, те, у кого они выше, будут нести убытки, подвергаться банкротству и разоряться.
Банкротство (лат. bancarrota – сломанная скамья) – это неспособность заплатить по своим обязательствам.
Закон стоимости является и законом цен, т. к. он регулирует ценообразование, составляя его исходную основу. Если стоимость продукта повышается, то и его цена увеличивается, и наоборот.