Ранние экономические учения

Экономическая теория имеет длительную историю своего становления и развития. Первые дошедшие до нас древние рукописи, в которых так или иначе рассматривались экономические проблемы, относятся еще к 22 веку до н.э. (Древний Египет). Однако как самостоятельная наука экономика стала формироваться лишь, начиная с 4 века до н.э.

Термин «экономика» был введен в научный оборот греческим мыслителем Ксенофонтом (430-355 до н.э.). В переводе на русский язык он означает науку о законах ведения хозяйства. Примерно в то же время, в 4 веке до н.э., в Китае был составлен трактат «Гуань-Цзы», излагающий правила управления хозяйством, а в Индии написана книга под названием «Артхашастра» («наука о выгоде»), в которой рассматривались вопросы формирования и преумножения богатства государства[1].

Хотя изначально под предметом экономической науки и понимались законы, или правила, ведения хозяйства, ученые-экономисты в своих исследованиях выходили за эти рамки. Они ставили вопросы о сущности экономических отношений и законах их функционирования и развития и пытались дать на них ответы.

Так, мыслителями Древней Греции (Ксенофонт, Платон (427-347 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.)) была установлена взаимосвязь развития общественного разделения труда и рыночных отношений; выделены две стороны товара: потребительная стоимость и меновая стоимость; поставлен вопрос о субстанции, делающей товары соизмеримыми в обмене, т.е. о субстанции стоимости; сформулированы основные функции денег и показано их происхождение из процесса развития товарного обмена. Если авторы «Гуань-Цзы» пришли к выводу о том, что источником богатства является труд; то в «Артхашастре» была выдвинута идея о том, что стоимость товара измеряется количеством дней работы, которое требуется для его изготовления, причем действительная (трудовая) стоимость товара может не совпадать с его рыночной ценой. Таким образом, уже в те давние времена появились зачатки трудовой теории стоимости, получившей развитие в 18-19 вв. и являющейся в настоящее время одной из основных фундаментальных концепций экономической науки.

Для экономической мысли того периода было характерно понимание богатства как совокупности материальных благ, а земледелия – как основной отрасли, где это богатство создается, что соответствовало тогдашнему уровню развития производительных сил. Купеческая и ростовщическая деятельность оценивались негативно. Аристотелем даже было введено специальное понятие «хрематистика» – для обозначения деятельности, направленной на увеличение денежного богатства (т.е. купеческой и ростовщической), которую он считал противоречащей природе человека и не относящейся к экономике. Под экономикой же Аристотель понимал деятельность, направленную на удовлетворение потребностей людей, т.е. производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.

Представления, характерные для ранних экономических учений, сохранялись на протяжении многих веков, вплоть до конца 14 в., хотя в них и вносились некоторые дополнения и изменения.

Среди авторов, внесших определенный вклад в развитие ранних учений, выделяются итальянец по происхождению, теолог Фома Аквинский (1225/26-1274) и арабский мыслитель Ибн Хальдун (1332-1406).

Фома Аквинский, – в отличие от более ранних толкователей христианского учения, осуждавших купеческую прибыль, – обосновывал ее необходимость – для возмещения торговых издержек и обеспечения средств существования торговца, а также считал, что «справедливая цена» означает «равенство пользы» для продавца и покупателя. Идея о «равенстве пользы» значительно позднее, в 18-19 веках, получила развитие в теории предельной полезности.

Ибн Хальдун сделал существенный шаг в разработке идеи о труде как основании стоимости и взаимосвязи цены и стоимости товаров, но главная его заслуга состоит в том, что он впервые поставил вопрос об объективных закономерностях общественного прогресса. Он считал, что общество в своем развитии проходит две стадии: примитивность и цивилизацию. На первой стадии производительность труда людей низка, и они производят только необходимые для их жизни средства. Для этой стадии характерно, что основными занятиями людей являются земледелие и скотоводство, и между ними нет сословного неравенства. С ростом же производительности труда, по мысли Ибн Хальдуна, люди начинают создавать избыточный продукт, сверх необходимого для их жизни. Здесь появляются ремесла, торговля, наука, искусство, возникает сословное неравенство, отношения господства и подчинения, борьба за власть, дающую возможность присваивать избыточный продукт. Тем самым Ибн Хальдуном была высказана, хотя и в зачаточной форме, идея о том, что основой прогресса общества является развитие материального производства, что отношения в обществе в конечном счете определяются уровнем его производительных сил. Эта идея получила дальнейшее развитие в экономических учениях 18-20 веков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: