педагогика - это наука о воспитании человека
Практическая педагогика как искусство неповторима и всегда идентифицируется с конкретным человеком - учителем, его индивидуальным стилем педагогической деятельности. Вместе с тем высокое искусство воспитания опирается на научные знания.
Основные педагогические категории - это основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения.
|
Воспитание
| Это целенаправленный и организованный процесс формирования личности (в трактовке И. П. Подласого).
Это целенаправленное управление процессом развития человека через его включение в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности (в трактовке М. И. Рожкова).
В широком социальном смысле - это передача накопленного опыта (знаний, умений, способов мышления, нравственных, правовых норм) от старших поколений к младшим. Воспитание имеет исторический характер: оно возникло вместе с человеческим обществом и будет существовать, пока существует общество.
В узком социальном смысле - это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (школы, семьи, учреждений дополнительного образования и пр.) с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
В широком педагогическом значении - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
В узком педагогическом значении - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Понятие ``воспитание'' часто используется для обозначениясоставных частей целостного воспитательного процесса, например, ``физическое воспитание'' и пр.
|
Обучение
| Это процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества (в трактовке П. И. Пидкасистого).
|
Образование
| В буквальном смысле слова образование - формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах.
Это результат обучения, объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Главный критерий образованности - системность знаний и мышления, то есть способность человека самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.
|
Развитие
| Это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных объектов, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта.
В педагогике говорят о развитии возрастном (особенности и закономерности развития, присущие каждому возрасту),индивидуальном (индивидуальные особенности развития) иличностном (возникновение личностных качеств). Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами развития личности (физическое, психическое, социальное и др.).
|
Формирование
| Это процесс и результат развития личности под влиянием среды, наследственности и воспитания.
|
В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность формирования человека, а обучение способствует образованию человека как полноценной личности.
|