Факторы организованной преступности

1. Пороки культурных, политических и социально-экономических основ организации жизни общества.

2. Неэффективность мер борьбы с криминальными проявлениями: несоответствие между глубинными факторами преступности и поверхностными мерами, с помощью которых государство пытается от нее избавиться.

3. Криминальное саморазвитие (способность преступности к самоорганизации и способность на ужесточение мер борьбы с нею отвечать усилением мер обеспечения криминальной безопасности и эффективности преступной деятельности).

4. Пороки политической системы общества:
а) пассивность органов государственной власти, обусловленная дефектами политического устройства, политическими, идеологическими и социальными кризисами, коррумпированностью, слабостью политических лидеров, их неспособностью эффективно действовать в сложных условиях;
б) необеспеченность (материальная, культурная, организационная) рационального функционирования демократических институтов общественного устройства.

5. Межгосударственные противоречия, препятствующие концентрации усилий общества на борьбе с преступностью. Опора государственных структур на преступные группировки в межгосударственных конфликтах (например, в 1944 г. вторжение войск США и Великобритании в Италию обеспечивали группировки сицилийской мафии, в 1999 г. в ходе войны с Югославией силы НАТО опирались на вооруженные формирования албанской наркомафии).

В XIX в. немецкий философ Гегель детально исследовал закон развития через разрешение противоречий. Когда общество оказывается перед дилеммой: тотальная криминализация и господство организованного криминалитета либо избавление от пороков социального устройства, судьба будущего зависит от способности человечества сделать разумный выбор: как на интеллектуальном уровне (найти оптимальные ориентиры социального развития), так и на политическом (адекватно реализовать идеалы в социальной практике).

Особенности причинной обусловленности организованной преступности
в современной России:

Одной из особенностей возникновения организованной преступности в России является тесная зависимость процессов развития организованной преступности и процессов социального реформирования 80-х - 90-х годов. Нередко высказывается гипотеза о том, что реформы в СССР в значительной мере были инициированы криминальными структурами. И, пожалуй, ни у кого сегодня не остается сомнений, что характер реформ во многом определялся далеко не добропорядочными гражданами. Стоит ли удивляться, что реформы создали в нашей стране весьма благоприятную почву для интенсивного развития организованной преступности. Экономика страны постепенно превращалась в механизм обогащения криминальных элементов. Для облегчения этого процесса в стране была сформирована соответствующая нормативная база. Законодательство о приватизации и о банкротстве, налоговое и банковское "право" позволяла последовательно уничтожать все здоровые элементы в российской экономике. Напротив, законодательные меры, направленные на активизацию борьбы с организованной преступностью, затрудняющие преступную деятельность, препятствующие криминализации государства и общества, неуклонно встречали препятствия в высших эшелонах власти. Например, в декабре 1995 года Государственная Дума РФ приняла Законы "О борьбе с коррупцией" и "О борьбе с организованной преступностью". Зарубежными экспертами в области борьбы с организованной преступностью эти правовые акты были признаны одними из лучших в своем роде. Если бы данные законы вступили в действие, криминальному миру России был бы нанесен сокрушительный удар. Однако этого не произошло - Президент РФ Б.Н. Ельцин наложил вето на указанные нормативные акты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: