п.10. Постановления Правительства РФ №694 от 19 августа 2011г. Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации

В целях устранения противоречий между нормативными правовыми актами равной юридической силы при осуществлении мониторинга правоприменения для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов Российской Федерации обобщается, анализируется и оценивается информация о практике их применения по следующим показателям:

а) наличие противоречий между нормативными правовыми актами общего характера и нормативными правовыми актами специального характера, регулирующими однородные отношения;

б) наличие единой понятийно-терминологической системы в нормативных правовых актах;

в) наличие дублирующих норм права в нормативных правовых актах;

г) наличие противоречий в нормативных правовых актах, регулирующих однородные отношения, принятых в разные периоды;

д) наличие ошибок юридико-технического характера в нормативных правовых актах;

е) количество и содержание обращений (предложений, заявлений, жалоб), в том числе по вопросам понятийно-терминологической системы нормативных правовых актов, наличия в них дублирующих норм и противоречий, а также ошибок юридико-технического характера.

При необходимости мониторинг правоприменения может быть осуществлен по дополнительным показателям, определяемым федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

48. Понятие и причины появления коллизий нормативно-правовых актов равной юридической силы. Виды этих коллизий и способы устранения. Публично-правовые споры.

Под коллизиями понимаются расхождения или противоречия между отдельными нормами, нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения.

Коллизии норм права - несовершенство правового регулирования, обусловленное объективными и субъективными факторами правообразования, непоследовательное закрепление в праве объективных интересов.

К субъективным причинам коллизий относятся: низкое качество законов, пробелы в праве, непродуманность или слабая координация нормотворческой деятельности, неупорядоченность правового материала, отсутствие должной правовой культуры, правовой нигилизм, социальная напряженность, политическая борьба, невысокий уровень профессиональной подготовки сотрудников правотворческих и правоприменительных органов и др.

К объективным, в частности, относятся противоречивость, изменчивость регулируемых правом общественных отношений. Существование правовых актов, принятых в разное время и в разных политических условиях. Социально- экономические и политические кризисы, возникающие в определенные периоды развития государств.

Основные способы устранения этих коллизий:

· предварительная юридическая экспертиза;

· принятие нового акта;

· отмена старого акта;

· внесение изменений в действующие акты;

· обжалование в административном порядке или опротестование прокуратурой;

· обращение в суд с просьбой устранения коллизии в судебном заседании или с помощью толкования закона;

· создание согласительных комиссий;

· систематизация законодательства и т. д.

Известны следующие виды коллизий норм права: темпоральные, пространственные, иерархические (субординационные), содержательные.

Темпоральные коллизии возникают в результате издания в разное время по одному и тому же вопросу двух и более норм, содержащих разные правовые предписания.

Пространственные коллизи: данный вид коллизий обусловлен несовпадением границ регулируемых общественных отношений с границами действия норм.

Иерархические коллизии есть несогласованность норм разной юридической силы

Содержательные коллизии возникают между общими и специальными нормами права, т.е. между нормами, регулирующими род и вид общественных отношений, если они регулируют одну и ту же ситуацию

Основные правила разрешения юридических коллизий заключаются в следующем:

1. В соответствии с принципами иерархии нормативных правовых актов в случае противоречия между нормативными правовыми актами, регулирующими один и тот же вопрос, действует акт, обладающий большей юридической силой.

2. Если один и тот же вопрос регулируют нормативные правовые акты, обладающие одинаковой юридической силой, но изданные в разное время, то применяется более поздний акт.

3. Если существуют противоречия между нормативными правовыми актами общего и специального характера, обладающими одинаковой юридической силой, то применяется акт специального характера.

4. Противоречия на уровне соотношения федеральных актов и актов субъектов Федерации разрешаются в соответствии со ст.76 Конституции РФ.

Публично - правовой спор -это установленная законом процедура рассмотрения уполномоченными органами притязаний субъектов права по поводу их интересов, актов и действий публичного (общественного) характера.

Сторонами публично - правового спора выступают государство - Российская Федерация, субъекты Федерации, органы государственной власти, граждане и их объединения. Участником спора всегда является государственно - властный субъект.

49. Значение выявления наличия единой понятийно-терминологической системы в нормативных правовых актах равной юридической силы. Методы выявления смысловой тождественности юридических понятий.

50. Приемы и средства выявления и устранения дублирующих норм права в законах и иных нормативно-правовых актах равной юридической силы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: