Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации

Правовая база для иностр-го инвестир-я в Российской Федерации прежде всего представлена специальными законами: «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» 1991 г., «О соглашениях о разделе продукции» 1995 г., «Об иностранных инвестициях» 1999 г. Закон об иностранных инвестициях от 14 июля 1999 г. понимает под иностранными инвестициями вложение иностр-го капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Правовой режим иностранных инвестиций, а также деятельность иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть менее благоприятен, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан РФ. Изъятия ограничивающего характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности гос-ва. Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития РФ.

Закон предусматривает возможность национализации иностранной собственности с выплатой адекватной и своевременной компенсации. Термин «национализация» означает огос-вление, т. е. переход из частной собственности в собственность гос-ва земли, промышленных предприятий, банков, транспорта и т. д. Право гос-в на национализацию было подтверждено Декларацией об установлении нового международного экономического порядка 1974 г., Хартией экономических прав и обязанностей гос-в 1974 г. и целым рядом резолюций Генеральной Ассамблеи ООН. В настоящее время на территории РФ действуют соглашения с иностранными гос-вами как заключенные СССР, так и Россией. Советский Союз подписал соглашения с Финляндией, Францией, Нидерландами, Канадой, Италией, Австрией и рядом других стран. Соглашения обращают внимание на следующие моменты: установление режима для иностранных инвестиций; предоставление гарантий по защите интересов иностранных инвесторов; разрешение инвест-х споров.

В соответствии с соглашениями капиталовложениям или доходам инвесторов каждой из сторон всегда

Иностранная инвестиция - вложение иностр-го капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации; (определение из ФЗ "Об иностранных инвестициях в РФ")

Иностранные инвестиции — это материальные и нематериальные ценности, принадлежащие юридическим и физическим лицам одного гос-ва и находящиеся на территории другого гос-ва с целью извлечения прибыли.

Классификация: По характеру: имущественные или неимущественные.? Неимущественные инвестиции - права на литературные и художественные произведения, в том числе звукозаписи; права на изобретения, промышленные образцы; а также специфические технологические сведения (ноу-хау), секреты производства, конфиденциальная коммерческая информация, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, т. е. все, что входит в понятие интеллектуальной собственности.? Имущественные инвестиции - все остальные. Их характерным признаком является материальное выражение: финансы, материальные ценности.

По участию инвестора в управлении объектом инвестирования: прямые и косвенные (портфельные).

? Прямые инвестиции осуществляются в виде создания совместных предприятий и предприятий, на 100 процентов принадлежащих иностранному инвестору. При такой форме инвестир-я иностранные инвесторы «прямо и непосредственно» участвуют в управлении предприятием (компанией).

? Косвенные инвестиции не предусматривают непосредственного участия в управлении предприятием (компанией), а предполагают получение иностранными инвесторами дивидендов на акции и ценные бумаги, т. е. на капитал, вложенный в эти предприятия в денежной форме.

По источникам финансирования: гос-венные и частные Гос-венные осуществляются в виде кредитов и займов, предоставляемых гос-вами и международными организациями (МБРР, МВФ, ЕБРР и др.),

Частные, осуществляются иностранными юридическими и физическими лицами.

Объектом правового регулирования МЧП являются правовые отношения, возникающие в связи с частным иностранным инвестированием.

Венчурные инвестиции –высокий риск вложения, вклад в высокотехнологич, перспектив проекты, вклад на ранних стадиях развития, объекты-инновационные фирмы.

гос-ные инвестиции –осущ-ся в виде кредитов и займов, предост-мых гос-вами и межд. орг-ми (МБРР, МВФ…); частные – осущ. иност. юр. и физ.л.

Субъект инвестиционного права - лицо, осуществляющее инвестиционную деятельность и являющееся носителем определенного объема прав и обязанностей, правоспособность и дееспособность которого определяется на основе норм инвестиционного законодательства, которое обладает юридической способностью осуществлять права и исполнять юридические обяз-ти в определенных сферах инвестир-я в объекты, разрешенные действующим законодательством.

Основным субъектом инвестиционного права является инвестор.

Под инвесторами следует понимать субъектов инвестиционного права, осуществляющих вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и их целевое использование.

Определение из ФЗ об иностранных инвестициях: иностр-ый инвестор: иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством гос-ва, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного гос-ва осуществлять инвестиции на территории РФ; -иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством гос-ва, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного гос-ва осуществлять инвестиции на территории РФ; - иностр-ый гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством гос-ва его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного гос-ва осуществлять инвестиции на территории РФ; - лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами РФ, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством гос-ва его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного гос-ва осуществлять инвестиции на территории РФ; - международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором РФ осуществлять инвестиции на территории РФ; - иностранные гос-ва в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами

Под защитой инвестиций понимается недопущение попыток со стороны гос-венных органов (публичной власти) помешать существованию, функционированию инвестиций, в том числе путем экспроприации/ инвестиций

А.Г. Богатырев под гарантиями прав инвесторов понимает создание определенных условий, которые обеспечивают участникам инвест-х отношений, независимо от субъективных причин, возможность всегда осуществлять инвестиционную деятельность

Суть механизма гарантирования составляют конкретные обязательства гос-ва по обеспечению сохранности собственности инвестора.

Режим иностранных инвестиций, как и вообще любых инвестиций, подпадает в принципе под компетенцию гос-ва места нахождения инвестиционного объекта. Общее международное право не содержит каких-либо ясных и общепризнанных принципов и норм, касающихся режима иностранных инвестиций. Ничто поэтому не препятствует гос-ву, пользуясь своим суверенным правом, устанавливать в одностороннем порядке нац-й, в том числе преференциальный ограничительный режим (допуска, пользования и прекращения) иностранных инвестиций на своей территории. Осущ-е деятельности, связанной с вложениями иностр-го капитала, на территории иностр-го гос-ва сопряжено с определенным риском для иностр-го инвестора.

Гос-ва-экспортеры капитала стремятся обеспечить соблюдение собственных интересов в сфере иностранных инвестиций как с использованием национально-правовых, так и международно-правовых форм регламентации.

Большую роль в гарантировании инвестиций имеют двусторонние соглашения. В настоящее время в мире заключено около 300 особых двусторонних международных соглашений о поощрении и защите инвестиций (далее — СПЗИ).

Принципиальное место в СПЗИ занимает общий правовой режим (стандарт) для инвестир-я.

Классическим считается "благоприятный и справедливый" режим. Точного его понимания не существует, однако некоторые его элементы считаются более менее общепринятыми. Это недискриминация, некий минимальный стандарт (не вполне конкретный, но ориентированный на режим для национальных лиц), обяз-ть гос-ва-капиталополучателя защищать иностранную собственность. Это не включает обяз-ти защиты от экспроприации национализации, предпринимаемой самим договаривающимся гос-вом.

Практикуемый в СПЗИ нац-й режим для иностранных инвестиций, т.е. приравнивание иностранных инвесторов к отечественным, нередко содержит определенные изъятия в интересах развивающихся стран - в части допуска к некоторым секторам экономики, с точки зрения охраны так называемого публичного порядка, защиты национальной безопасности и т.п.

В СПЗИ, как правило, содержится оговорка о режиме наиболее благоприятствуемой нации, что означает предоставление инвесторам и инвестициям в стране-получательнице по меньшей мере столь же благоприятного режима, который это гос-во обязано предоставлять гражданам и предприятиям другого гос-ва.

Во многих случаях страны-экспортеры капиталов добиваются включения в СПЗИ комбинации нац-ого режима и режима наибольшего благоприятствования, с тем чтобы инвестор мог выбирать наиболее выгодные условия (например, соглашение России с Данией 1993 г.).

Иногда в СПЗИ включается стабилизационная оговорка ("дедушкина" оговорка), предусматривающая, что в случае возможных изменений законодательства для соответствующих инвест-х правоотношений сохраняются законодательные условия, действующие на время подписания инвестиционного контракта СПЗИ.

На международном уровне закрепляются общие стандарты гарантий инвестиций.

Юридические гарантии прав инвесторов могут быть классифицированы по содержанию. Эта классификация включает в себя:

- гарантию сохранения действия законодательства;

- гарантию от национализации и реквизиции;

- гарантию при прекращении инвестиционной деятельности;

- гарантию перевода компенсации при национализации, реквизиции; компенсации при возмещении убытков;

- гарантию, касающуюся разрешения споров, возникающих в связи с осущ-ем инвестиций;

- гарантию возмещения убытков, причиненных вооруженным конфликтом или гражданскими беспорядками;

- гарантию возможности реинвестир-я дохода.

По мнению Вельяминова, гарантирование (по сути - разновидность страхования) на коммерческой основе инвест-х некоммерческих рисков осуществляется посредством создания на национальном и на международном уровнях особых механизмов гарантирования иностранных инвестиций.

Функции гарантирования инвестиций на национальном уровне возлагаются обычно на специальные образуемые гос-вом учреждения, наделяемые обыкновенно правами юридического лица, но под надежным контролем гос-ва. В США, к примеру, - это Корпорация по зарубежным частным инвестициям. Естественно, гарантии предоставляются только национальным инвесторам.

Международные многосторонние механизмы гарантирования инвестиций могут быть региональными и универсальными. Редким примером регионального механизма является Межарабская компания по гарантированию инвестиций, образованная для поддержки взаимной инвестиционной деятельности 22 арабских стран Азии и Африки.

Универсальным по существу механизмом является созданное под эгидой МБРР на основе Сеульской конвенции 1985 г. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (Multilateral Investment Guarantee Agency — MIGA)

В Сеульской конвенции 1985г. приводится перечень рисков, которые подлежат страхованию:

- риск расторжения инвестиционного договора гос-вом-импортером. Для страхового возмещения ущерба необходимо, чтобы расторжение состоялось, а инвестор не мог воспользоваться имеющимися средствами для предотвращения такой меры;

- риск лишения собственности, включая меры по экспроприации и национализации. Но при этом "традиционные" и "недискриминационные" меры общего значения, предпринимаемые в целях упорядочения экономики, не рассматриваются как экспроприационные;

- риски возникновения гражданских беспорядков вооруженных конфликтов, в том числе восстания, революции и т.п. события, не контролируемые властями страны. Но террористические акты не входят в эту категорию и могут страховаться только дополнительно.

1965 г. принята Вашингтонская конвенция об урегулировании инвест-х споров между гос-вами и гражданами других гос-в, разработана в рамках МБРР. Установила международный порядок разрешения инвест-х споров путем учреждения Международного центра по урегулированию инвест-х споров (МЦУИС). Россия подписала Вашингтонскую конвенцию в 1992 г., не ратифицировала.

Ни одно гос-во - участник конвенции не предоставляет дипломатической защиты и не предъявляет международного иска в отношении спора, который одно из его физич или юр лиц и другое договаривающееся гос-во согласились передать или передали на арбитраж на основании конвенции, кроме случая, когда другое такое договаривающееся гос-во не соблюдает или не выполняет арбитражное решение, вынесенное по такому спору.

Юрисдикция МЦУИС распространяется на все правовые споры, возникающие непосредственно из отношений, связанных с инвестициями, между гос-вом - участником конвенции и лицом др гос-ва - участника конвенции при условии наличия письменного согласия участников спора о передаче такого спора для разрешения МЦУИС. Вашингтонская конвенция не требует, чтобы согласие сторон было выражено в каком-либо отдельном документе.

Положения Конвенции можно разделить на две группы: 1)нормы, регламентир деятельность ИКСИД как международной орг-ции и 2)нормы, регулирующие мех-м рассм инвест-х споров. Полож Конвенции о порядке разрешения инвестиц споров можно разделить на три группы: 1) нормы, определяющие компетенцию ИКСИД
2) положения, регулирующие порядок проведения примирительной процедуры; 3) нормы, регламентирующие порядок исполнения решений Центра. Условием обращения сторон в данный орган является их письменное согласие на передачу споров на разрешение. Согласие, выраженное уполномоченным органом договаривающегося гос-ва, нуждается в подтверждении последним в момент передачи спора на разрешение Центру, если гос-во заранее при ратификации Конвенции не оговорит, что такого одобрения не требуется.

К категории «инвестиционные споры» относятся споры, возникающие в связи с прямыми иностранными инвестициями между договаривающимся гос-вом и лицами др договаривающихся гос-в: а) инвестиционные споры, которые вытекают из отношений, связанных с иностранными инвестициями; б) споры, возникающие между договаривающимся гос-вом и иностранным частным инвестором; в) правовые споры, касающиеся сущности и объема юридических прав и обязанностей сторон, условий и размеров компенсации за нарушение обязательств по данному инвестиционному контракту. Конвенция широко определяет категорию инвест-х споров. Более конкретное определение сод в национальн законодательствах стран-участниц. Гос-во, давая свое согласие на рассмотрение инвест-х споров может уведомить Центр о категории споров, которые оно будет или, напротив, не будет рассматривать на предмет передачи в Центр. Любая из сторон может посредством письменного заявления на имя Генерального секретаря ООН просить об отмене арбитражного решения по причине: а) суд был сформир ненадлежащим образом; б) суд явно превысил свои полномочия; в) имела место коррупция какого-либо члена суда; г) имело место серьезное отступление от какого-либо существен правила процедуры; д) в арбитражном решении не изложены соображения, на которых оно основано. По получении такой просьбы председатель незамедлительно назначает из числа лиц, включенных в список арбитров, комитет, который может приостановить исполнение арбитражного решения впредь до рассмотрения такой просьбы. В случае отмены арбитраж решения спор по просьбе любой из сторон передается в новый суд.

Конвенция устанавливает два механизма разрешения инвестиц споров: примирит процедуру и арбитражную. Они не соподчинены между собой, стороны спора вправе выбрать любую из них или использовать обе процедуры. Любое Договаривающееся гос-во или лицо, желающее обратиться к примирительной процедуре, обращается с соответствующим заявлением, к Генеральному секретарю, который направляет копию заявления другой стороне. Заявление должно содержать сведения о вопросах, послуживших основанием для возникновения спора, сведения о сторонах и их согласии ввести примирительную процедуру в соответствии с Правилами проведения примирительной процедуры и арбитража.

Правовая база для иностр-го инвестир-я в Российской Федерации прежде всего представлена специальными законами: «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» 1991 г., «О соглашениях о разделе продукции» 1995 г., «Об иностранных инвестициях» 1999 г. Закон об иностранных инвестициях от 14 июля 1999 г. понимает под иностранными инвестициями вложение иностр-го капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Правовой режим иностранных инвестиций, а также деятельность иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть менее благоприятен, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан РФ. Изъятия ограничивающего характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности гос-ва. Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития РФ.

Закон предусматривает возможность национализации иностранной собственности с выплатой адекватной и своевременной компенсации. Термин «национализация» означает огос-вление, т. е. переход из частной собственности в собственность гос-ва земли, промышленных предприятий, банков, транспорта и т. д. Право гос-в на национализацию было подтверждено Декларацией об установлении нового международного экономического порядка 1974 г., Хартией экономических прав и обязанностей гос-в 1974 г. и целым рядом резолюций Генеральной Ассамблеи ООН. В настоящее время на территории РФ действуют соглашения с иностранными гос-вами как заключенные СССР, так и Россией. Советский Союз подписал соглашения с Финляндией, Францией, Нидерландами, Канадой, Италией, Австрией и рядом других стран. Соглашения обращают внимание на следующие моменты: установление режима для иностранных инвестиций; предоставление гарантий по защите интересов иностранных инвесторов; разрешение инвест-х споров.

В соответствии с соглашениями капиталовложениям или доходам инвесторов каждой из сторон всегда


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: