Инкотермс 2010

ИНКОТЕРМС

ИНКОТЕРМС является одним из важ­нейших международных документов неофициальной кодифика­ции, в котором сформулированы унифицированные правила по толкованию торговых терминов, получивших наиболее широкое распространение в мировой торговле. Под терминами, толкование которых дается в ИНКОТЕРМС, понимаются некоторые типы до­говоров международной купли-продажи, основанные на определенном, фиксированном распределении прав и обязанностей между торговы­ми партнерами.

Можно выделить три группы вопросов, по которым фиксируются права и обязанности сторон по каждому типу договоров:

1. права и обязанности сторон, свя­занные с перевозкой товаров, включая распределение дополни­тельных расходов, которые могут возникнуть в процессе перевоз­ки;

2. права и обязанности сторон по осуществлению «таможен­ных формальностей», связанных с вывозом товара с территории одного государства и с ввозом его на территорию другого госу­дарства и транзитом через третьи страны, включая уплату тамо­женных сборов и других обязательных платежей;

3. момент пере­хода рисков с продавца на покупателя в случае гибели или по­вреждения товара.

В зависимости от того, как распределяются права и обязанно­сти сторон по этим вопросам, сложились определенные типы до­говоров, известных под определенным названием, например ФОБ, СИФ, франко-перевозчик, доставка с пристани и т. д. Они и функционируют как торговые термины. Поскольку рассмотрен­ные права и обязанности сторон, определяющие специфику кон­кретного типа договора, во-первых, составляют важную часть со­держания этого договора, а во-вторых, влияют на решение других условий договора (например, на условия о цене, на определение места исполнения договора и пр.), их часто называют базисными условиями или базисом поставки.

Торговые термины (типы договоров) складывались в практике (некоторые из них, например СИФ, ФОБ, известны очень давно) и приобрели качество обычаев международной торговли. Однако содержание этих терминов неодинаково в практике разных госу­дарств, что приводит к множеству недоразумений.

Пример

Необходимо подчеркнуть, что ИНКОТЕРМС является неофициальной кодификацией обычаев, сложившихся в мировой торговой практике, в котором дается их унифициро­ванное толкование. Поэтому ни отдельные правила, которые в нем содержатся, ни документ в целом не обладают юридической силой. Они применяются по договоренности сторон. Это положение прямо закреплено в ИНКОТЕРМС: «Торговцы, кото­рые желают использовать ИНКОТЕРМС 2000 г., должны четко указать, что они в договоре купли-продажи руководствуются ИНКОТЕРМС 2000 г.» (п. 4 Введения).

Чаще всего в договор включается указание на применение до­кумента в целом или отдельного правила. Например, можно ука­зать: договор заключается на условиях СИФ — Новороссийск (ИНКОТЕРМС 2000 г.). Указание на год обязательно, так как су­ществуют разные редакции этого документа. Взяв за основу доку­мент в целом, стороны вправе изменить любое входящее в него конкретное правило, но такие изменения необходимо отразить в договоре. Ссылка на ИНКОТЕРМС может быть включена в об­щие условия договоров, разработанных партнерами и фиксирую­щих заведенный между ними порядок; в таком случае в каждом конкретном договоре ссылка на ИНКОТЕРМС не нужна. Могут быть и другие варианты выражения воли сторон о применении этого документа.

Правда, ничто не мешает государству придать правилам ИНКОТЕРМС или любому другому документу подобного рода юридическую силу, и тогда соответствующие правила будут приме­няться независимо от воли сторон. Такая практика имеет место. Например, в Украине был издан Указ Президента от 4 октября 1994 г., обязывающий всех субъектов предпринимательской дея­тельности при заключении договоров, в том числе и внешнеэконо­мических, «обеспечивать соблюдение правил ИНКОТЕРМС» в ре­дакции 1990 г. В результате эти правила стали юридически обяза­тельными. Являются ли правила ИНКОТЕРМС обязательными при заключении внешнеэкономического договора между россий­ским и украинским предпринимателями? Нет. И в этом случае они будут применяться тогда, когда стороны прямо оговорят это в договоре. Но если стороны в качестве применимого к договору права выберут украинское право, то тогда будут применяться все относящиеся к договорным отношениям нормы украинского пра­ва, в том числе и правила ИНКОТЕРМС.

ИНКОТЕРМС 2000 г. уточнил содержание ряда терминов с тем, чтобы обеспечить их согласованное применение и избе­жать ошибок при их употреблении. 13 толкуемых терминов (ти­пов договоров) разделены на четыре группы:

1. термины группы «Е», согласно которым продавец предоставляет товары покупате­лю в своем коммерческом предприятии;

2. термины группы «F», обязывающие продавца предоставить товары в распоряжение пе­ревозчика, обеспечиваемого покупателем;

3. термины группы «С», согласно которым продавец обязан заключить договор перевозки и отправить товар в адрес покупателя, но не принимая на себя рисков, связанных с возможной гибелью или повреждением това­ра;

4. термины группы «D», в соответствии с которыми продавец несет все расходы и все риски до момента доставки товара в страну назначения.

Из краткой характеристики каждой группы можно сделать вывод, что разграничение договоров по группам построено на одном классификационном критерии: объем обя­занностей продавца. В первой группе у продавца минимальные обязанности, в последней — максимальные.

Группа «Е» включает только один договор: EXW с указанием пункта (ex works — с завода или франко-завод). Согласно договору на условиях EXW продавец обязан в предусмотренный договором срок передать товары в распоряжение покупателя на своем предприятии (заводе, фабрике, складе и пр.). Это единственная обязанность продавца. Она конкретизируется в его обязанности индивидуали­зировать товар для данного покупателя, т. е. привести его в со­стояние, при котором он может быть взят покупателем (склади­рован, упакован, затарирован, взвешен, подсчитан, проверен на соответствие качества), и известить покупателя о дате и месте, когда товар будет предоставлен в его распоряжение.

С момента, когда товар передан в распоряжение покупателя, с продавца на покупателя переходят все риски гибели или повре­ждения товара.

Договор не предусматривает перевозки: товар передается в распоряжение покупателя и его дело, перевозить ли товар свои­ми транспортными средствами, заключать ли договор перевозки и пр. У покупателя нет никаких обязанностей в связи с этим. Выполнение всех таможенных формальностей и по вывозу из страны продавца, и по ввозу в страну покупателя целиком лежит на покупателе. Правда, по просьбе покупателя продавец должен оказать ему полное содействие в получении документов, необхо­димых для вывоза, ввоза и транзита товара через третьи страны. Однако риски неполучения таких документов и дополнительные расходы, которые в связи с этим возникают, несет покупатель.

Группа «F» объединяет договоры на условиях:

· FCA (free carrier — свободно у перевозчика);

· FAS (free alongside ship — свободно вдоль борта судна);

· FOB (free on board — свободно на борту).

Во второй группе определяющей является обязанность продавца поставить товар, прошедший таможенную очистку для вывоза, до транспортных средств, указанных покупателем, и предоставить товар в распоряжение перевозчика, но без обязанности организовать перевозку.

Договор типа FCA с указанием пункта является определяю­щим в данной группе. Он означает, что покупатель выполнил свое обязательство по поставке товара, прошедшего таможенную очи­стку для вывоза, в момент передачи его в распоряжение перевозчика в обусловленном пункте. При этом под «перевозчиком» понимается любое лицо (включая экспедитора), которое на основании до­говора перевозки обязуется осуществить перевозку любым видом транспорта. Термин «сдать товар в распоряжение перевозчика» толкуется в зависимости от вида транспорта, способа перевозки.

Например, при железнодорожной перевозке «сдать товар» толку­ется следующим образом:

· товар составляет вагонную или кон­тейнерную партию - продавец обязан загрузить товар в вагоны или контейнеры и сдать их же­лезной дороге;

· товар не составляет вагонную или кон­тейнерную партию - продавец обязан либо сдать товар в приемном пункте железной дороги, либо погрузить товар в транспортное средство, предоставленное железной дорогой.

Основные обязанности продавца:

· поставить товар и предста­вить коммерческие счета или иные документы, подтверждающие соответствие товара договорным условиям;

· выполнить все офици­альные (например, получить лицензию) и таможенные формаль­ности, необходимые для вывоза товара;

· предоставить товар в рас­поряжение перевозчика, указанного покупателем, в согласован­ном пункте и в согласованную дату;

· известить покупателя о передаче товара перевозчику или об отказе последнего принять товар;

· нести на себе все риски до момента сдачи товара в распо­ряжение перевозчика и все расходы до этого момента;

· передать покупателю транспортные документы.

Основные обязанности покупателя:

· принять поставку при предоставлении товара в распоряжение перевозчика;

· уплатить цену товара;

· выполнить все официальные и таможенные фор­мальности при ввозе товара и в случае необходимости — при транзите через третьи страны;

· заключить договор перевозки от согласованного пункта;

· нести все риски с момента сдачи товара в распоряжение перевозчика и все расходы с этого момента;

· из­вестить покупателя о наименовании перевозчика, способе транс­портировки, дате поставки.

Следующие два условия — FAS и FOB применяются в основ­ном при морской перевозке грузов.

В первом случае (FAS) основной обязанностью продавца является размещение товара на причале вдоль борта судна в определенном порту отгрузки в пределах до­сягаемости грузового оборудования в установленную дату. Момент размещения товара вдоль борта судна является моментом перехо­да рисков с продавца на покупателя.

Условие FOB означает, что продавец должен погрузить за свой счет товар на судно. Причем продавец считается выполнившим свои обязательства в момент пересечения товаром линии борта судна. Этот момент является моментом перехода рисков с продавца на покупателя. По услови­ям обоих договоров, так же как и в договоре типа FCA, продавец выполняет экспортные официальные и таможенные формально­сти, а покупатель — импортные и транзитные.

Третья группа «С» содержит четыре типа договоров на условиях:

· CFR (cost and freight — стоимость и фрахт);

· CIF (cost, insurance, freight — стоимость, страхование и фрахт);

· СРТ (carriage paid to... — провозная плата оплачена до...);

· CIP (carriage and insurance paid to... — провозная плата и стра­хование оплачены до...).

Основной отличительной чертой, присущей всем четырем догово­рам, на основании чего они объединены в одну группу, является появ­ление у продавца новой, дополнительной по сравнению с договорами группы «F», обязанности заключить договор перевозки до согласован­ного пункта. Поэтому данный пункт обязательно указывается по­сле наименования договора, например CIF — порт назначения. Однако так же как и в группе «F», моментом перехода рисков с продавца на покупателя является сдача товара в распоряжение перевозчика. Следовательно, покупатель везет товар до пункта на­значения за свой счет, но не на свой риск. Это внутреннее про­тиворечие, характерное для договоров группы «С», приводит к появлению у продавца новой обязанности: застраховать товар за свой счет, но в пользу покупателя.

Договоры на условиях CFR и С IF используются при перевоз­ке товаров морским или речным путем; договоры на условиях СРТ и CIP — при перевозке любым транспортом.

Договор типа CIF — СИФ означает оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, и заключить договор морского страхования от риска гибели или по­вреждения товара во время перевозки.

Основные обязанности продавца: поставить товар и предста­вить коммерческий счет или иные документы, подтверждающие соответствие товара договорным условиям; выполнить все офици­альные и таможенные формальности, необходимые для вывоза товара; заключить за свой счет на обычных условиях договор пе­ревозки до согласованного порта назначения; заключить за свой счетдоговор страхования в пользу покупателя и передать ему страховой полис; погрузить товар на борт судна в порту отгрузки в установленную дату или срок; нести все риски до момента пе­ресечения товаром линии борта судна в порту отгрузки; известить покупателя о погрузке товара на борт судна и передать обычный транспортный документ (коносамент, морская накладная); нести все расходы до погрузки товара на борт судна, включая расходы по оплате договора фрахта и страхования. Обычно продавец страхует груз на минимальных условиях в соответствии с Усло­виями страхования грузов, разработанными Институтом Лондонских страховщиков. Согласно сложившейся практике страхование должно быть выражено в валюте контракта и покрывать цену контракта плюс 10%.

Основные обязанности покупателя: принять поставку в мо­мент погрузки товара на борт судна в порту отгрузки и получить товар от перевозчика в порту назначения; уплатить предусмотрен­ную договором купли-продажи цену; выполнить все официальные и таможенные формальности, необходимые при ввозе товара и при необходимости для транзитной перевозки; нести на себе все риски с момента пересечения товаром линии борта судна в порту отгрузки; выгрузить товар в порту назначения; нести все расходы, возникшие с момента погрузки товара на борт судна в порту отгрузки, во время перевозки транзитом.

Договор на условиях CFR отличается от договора CIF лишь одним: отсутствием у продавца обязанности по страхованию пе­ревозимого товара.

Морская транспортировка грузов, совершаемая при условиях CFR и CIF, имеет ряд особенностей, которые хотя и не оговоре­ны в ИНКОТЕРМС 2000 г., но широко применяются на практи­ке. Эти особенности связаны с уточнением обязанностей продав­ца по транспортировке товара. Например, если продавец обязан не только перевезти товар, но и выгрузить его на причал, то в таких случаях к условиям CIF, CFR добавляется слово landed (включая разгрузку). Как правило, такое добавление используется при транспортировке на судах регулярной судоходной линии.

Договор на условиях CIP по объему обязанностей у продавца является аналогом договора типа CIF, договор на условиях СРТ —аналогом договора типа CFR. Однако в отличие от них они применяются при любых видах перевозки.

Четвертая группа «D» содержит пять договоров на условиях:

· DAF (deliverered at frontier — доставлено до границы);

· DES (dilivered ex ship — доставлено с судна);

· DEQ (dlivered ex quay — доставлено с пристани с оплатой по­шлины);

· DDU (delivered duty unpaid — доставлено без оплаты пошлины);

· DDP (delivered duty paid — доставлено с оплатой пошлины).

В эту группу объединены наиболее обременительные для продавца
условия. Он должен нести все затраты и риски, связанные с дос­тавкой груза в пункт назначения. Только в этой группе обязанность продавца по передаче товара перемещается в страну назначения.

По другим группам он обязан передать товар в своей стране.

Самым распространенным договором из четвертой группы яв­ляется договор на условиях DAF — наименование пункта на гра­нице. Он, как правило, используется при перевозке товара желез­нодорожным и автомобильным транспортом, но может быть использован при любом виде перевозки. Согласно этому договору обязанности продавца считаются выполненными, когда товар, про­шедший таможенную очистку при вывозе, прибывает в указанный пункт, но не пересекая таможенную границу принимающего государ­ства. Причем, ИНКОТЕРМС особо подчеркивает важность точ­ного указания границы (это может быть любая граница, включая границу государства экспорта), пункта или места доставки товара.

Основные обязанности продавца: поставить товар с представ­лением коммерческого счета или другого документа, подтвер­ждающего соответствие товара договорным условиям; передать товар покупателю в согласованном пункте на границе в согласо­ванную дату или период; выполнить все официальные и таможен­ные формальности, необходимые для экспорта товара в названное место на границе и транзита через третьи страны; заключить за собой счет договор перевозки, включая транзитом, до согласо­ванного пункта на границе; нести на себе все риски до момента передачи товара в распоряжение покупателя в согласованном пункте на границе и все расходы до этого же момента; известить покупателя о поставке и передать транспортные документы.

Основные обязанности покупателя: принять поставку товара, предоставленного в его распоряжение в согласованном пункте на границе; уплатить предусмотренную договором цену; выполнить все официальные и таможенные формальности, необходимые для импорта товара в согласованном пункте на границе; нести все риски и все расходы с момента, когда товар предоставлен в его распоряжение в согласованном пункте на границе.

Условия DES и DEQ предусмотрены для доставки товара мор­ским или речным транспортом. Условия DES по объему прав и обязанностей сторон точно повторяют условия DAE Однако пунктом доставки является порт прибытия и соответственно мо­ментом поставки и моментом перехода рисков является момент предоставления товара в распоряжение покупателя на борту при­бывшего судна, разгрузка которого является обязанностью поку­пателя. Следовательно, так же как и в договоре DAF, товар не пересекает таможенную границу.

В отличие от условий DES договор на условиях DEQ означает обязанности продавца передать товар в распоряжение покупателя на пристани (причале) согласованного порта назначения, а зна­чит, в обязанность продавца входит разгрузка судна на пристань принимающей страны, в результате чего товар пересекает ее та­моженную границу. Однако продавец обязан лишь за свой страх и риск получить экспортную лицензию (разрешение), выполнить все таможенные формальности для экспорта товара, и в случае необхо­димости — AF, и транзите. ИНКОТЕРМС 2000 г. в отличие от ИНКОТЕРМС 1990 г. возложил на покупателя обязанность тамо­женной очистки для импорта товара, а также уплату налогов, по­шлин и других сборов при импорте.

Условия DDP предусматривают самый большой объем обязан­ностей продавца. Он может применяться при перевозке товара любым транспортом. Условия DDP означают, что продавец вы­полнил свои обязанности с момента предоставления товара в рас­поряжение покупателя в согласованном пункте в стране ввоза. Продавец несет все риски и расходы, связанные не только с вы­возом, перевозкой, транзитом, но и с ввозом товара, включая оп­лату налогов, пошлин и иных сборов, взимаемых при ввозе това­ров. При договоре на условиях DDU продавец выполняет все официальные и таможенные формальности при вывозе товара и при транзите, но не проводит таможенную очистку для импор­та и не платит налоги, пошлины и иные официальные сборы, взимаемые при ввозе товаров.

Таким образом, договоры на условиях:

1. EXW — ex works (с завода) с указанием пункта назначения;

2. FCA — free carrier (свободно у перевозчика) с указанием пункта назначения;

3. СРТ — carriage paid to (перевозка оплачена до) с указанием пункта назначения;

4. CIP — carriage, insurance paid to (перевозка, страхование опла­чены до), с указанием пункта назначения;

5. DAF — delivered at frontier (поставка на границе) с указанием пункта назначения;

6. DDU — delivered duty unpaid (поставка без оплаты пошлины) с указанием пункта назначения;

7. DDP — delivered duty paid (поставка с оплатой пошлины) с указанием пункта назначения,

применяются при перевозке то­вара любым видом транспорта, включая смешанный;

1. FAS — fre alongside ship (свободно вдоль борта судна) с наиме­нованием порта отгрузки;

2. FOB —free on board (свободно на борту) с наименованием порта отгрузки;

3. CIF — cost, insurance, freight (стоимость, страхование, фрахт) с указанием порта назначения;

4. CFR — cost and freight (стоимость и фрахт) с указанием порта назначения;

5. DES — delivered ex ship (поставка с судна) с указанием порта назначения;

6. DEQ — delivered ex quay (поставка с пристани) с указанием порта назначения

применяются при перевозке товара морским и другим водным транспортом.

В правилах Incoterms 2010 толкуются основные термины, которые используются при составлении международных торговых контрактов. Международные торговые термины представляют собой стандартные условия договора международной купли-продажи, которые определены в документе, признанном на международном уровне. Эти условия регламентируют момент передачи права собственности на товар и, следовательно, ответственность за испортившийся в пути товар, а также неправильное оформление документов на груз и т.п. Точное восприятие каждого термина, его влияния на контрактные, транспортные и страховые обяз-ти, т.е. правильное использование новых Правил Международной торговой палаты Incoterms 2010, значительно упрощает процесс составления договора и позволяет избежать или, по крайней мере, в значительной степени сократить неопределённость различной интерпретации торговых терминов в различных странах.

Таким образом, правила Incoterms являются ключевым элементом международных торговых контрактов, без которых современное осущ-е ВЭД и международной торговли было бы совершенно другим. Термины Incoterms описывают издержки и риски при доставке товаров от продавца к покупателю, а также регулируют обяз-ти сторон по вопросам транспортировки товаров, выполнению погрузочно-разгрузочных работ, страхованию товара, выполнению обязанностей по таможенной очистке товара.

Впервые правила Incoterms были представлены Международной торговой палатой в 1936 году, что стало значительным нововведением в мировом торговом сообществе. Новый свод правил стал первой реальной попыткой привести разрозненные национальные системы к общему знаменателю. С тех пор, как правила Incoterms были впервые представлены, они регулярно, т.е. каждые 10 лет, пересматриваются с тем, чтобы отвечать современным требованиям в условиях ускоряющегося роста международной торговли и глобализации.

Сфера действия Инкотермс 2010 (Incoterms 2010) распространяется на права и обяз-ти сторон по договору купли-продажи в части поставки товаров (условия поставки товаров).

Каждый термин Инкотермс 2010 (Incoterms 2010) представляет собой аббревиатуру из трех букв.

Категория E Отгрузка EXW любые виды транспорта EX Works (... named place) Франко завод (...название места)
Категория F Основная перевозка не оплачена продавцом FCA морские и внутренние водные перевозки Free Carrier (...named place) Франко перевозчик (...название места)
FAS морские и внутренние водные перевозки Free Alongside Ship (... named port of shipment) Франко вдоль борта судна (... название порта отгрузки)
FOB морские и внутренние водные перевозки Free On Board (... named port of shipment) Франко борт (... название порта отгрузки)
Категория C Основная перевозка оплачена продавцом CFR любые виды транспорта Cost and Freight (... named port of destination) Стоимость и фрахт (... название порта назначения)
CIF любые виды транспорта Cost, Insurance and Freight (... named port of destination) Стоимость, страхование и фрахт (...название порта назначения)
CIP любые виды транспорта Carriage and Insurance Paid Тo (... named place of destination) Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (...название места назначения)
CPT любые виды транспорта Carriage Paid To (... named place of destination) Фрахт/перевозка оплачены до (...название места назначения)
Категория D Доставка DAT любые виды транспорта new!!! Delivered At Terminal (... named terminal of destination) Поставка на терминале (... название терминала)
DAP любые виды транспорта new!!! Delivered At Piont (... named point of destination) Поставка в пункте (... название пункта)
DDP любые виды транспорта Delivered Duty Paid (... named place of destination) Поставка с оплатой пошлины (... название места назначения)
DDU любые виды транспорта Исключен из Инкотермс 2010 Delivered Duty Unpaid (... named place of destination) Поставка без оплаты пошлины (... название места назначения)
DAF любые виды транспорта Исключен из Инкотермс 2010 Delivered At Frontier (... named place) Поставка до границы (... название места поставки)
DEQ любые виды транспорта Исключен из Инкотермс 2010 Delivered Ex Quay (... named port of destination) Поставка с пристани (... название порта назначения)
DES любые виды транспорта Исключен из Инкотермс 2010 Delivered Ex Ship (... named port of destination) Поставка с судна (... название порта назначения)

Здесь представлен полный список терминов Инкотермс 2010 (Incoterms 2010)

и необходимые комментарии к ним.

ИНКОТЕРМС 2010 будет действовать для уже заключенных контрактов, даже если исполнение обязательств по нему предусмотрено в 2011 году.

После 1 января 2011 года любая ссылка и упоминание "ИНКОТЕРМС" в новых контрактах будет подразумевать ссылку на ИНКОТЕРМС 2010.

В мире существует большое количество международных организаций, занимающихся проблемами МЧП, - Гаагские конференции по МЧП, Международный симпозиум по Кодексу Бустаманте, Всемирная торговая организация (ВТО), УНИДРУА, МТП, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ. Эти организации проводят большую работу по унификации и гармонизации законодательства в сфере МЧП. В их рамках заключено огромное количество международных договоров, регулирующих различные аспекты межгосударственного сотрудничества по частноправовым вопросам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: