Международно-правовая охрана изобретений

Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г., как рассмотрено выше, не создает единого патента для государств-участников и не унифицирует процедуру получения патентов. Кроме правил о национальном режиме, конвенционном приоритете и независимости патентов в Конвенции содержится и ряд унифицированных материально-правовых норм, относящихся к изобретениям, полезным моделям и промышленным образцам (далее —изобретения), охраняемым, как правило, на основе патентов.

Во-первых, ст. 4 ter устанавливает личное неимущественное право изобретателя быть названным в качестве такового в патенте (право на имя).

Во-вторых, закреплено правило о патентоспособности объектов, ограниченных в обороте на территории государства-участника. В выдаче патента не может быть отказано, и патент не может быть признан недействительным только на основании того, что запатентованный или изготовленный запатентованным способом продукт ограничен в обороте на территории государства-участника (ст. 4 quater)181.

В-третьих, Конвенция предусматривает право государств-уча- стников принимать меры, необходимые для предотвращения злоупотреблений, могущих возникнуть в результате осуществления исключительного права, предоставляемого патентом, например в случае длительного неиспользования изобретения (п. 2 ст. 5). Под такими мерами в первую очередь понимается выдача третьим лицам принудительных лицензий на использование охраняемого объекта. Однако право на использование принудительных лицензий Конвенция оставляет на усмотрение государства-участника, которое в своем внутреннем законодательстве может предусмотреть подобные меры, но при обязательном соблюдении конвенционных правил. Принудительная лицензия не может быть истребована до истечения срока в четыре года с даты подачи заявки на патент или трех лет с даты выдачи патента, причем должен применяться срок, который истекает позднее. В выдаче лицензии должно быть отказано, если патентообладатель докажет, что неиспользование было вызвано уважительными причинами. Выдаваемая принудительная лицензия является неисключительной182. Передаваться в форме выдачи сублицензии она не может, кроме как вместе с частью предприятия, на котором данная лицензия используется.

Данное правило обусловлено тем, что использование запатентованного объекта является не только правом, но и обязанностью патентообладателя. В противном случае может создаться ситуа ция, когда разработка патентуется исключительно с целью помешать третьим лицам в ее использовании, т. е. имеет место типичное злоупотребление правом183.

В случае, если выдача принудительной лицензии оказывается недостаточной для пресечения злоупотреблений, национальное законодательство может предусмотреть возможность лишения прав на патент (кроме патента на промышленный образец), но не ранее двух лет с момента выдачи первой принудительной лицензии (п. 3 ст. 5 Конвенции)184.

В-четвертых, Парижская конвенция (ст. 5 ter) предусматривает свободное (т. е. без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения) использование запатентованных объектов, если они являются частью транспортных средств. В соответствии с настоящей статьей в каждой из стран Союза не рассматривается как нарушение применение средств, содержащих изобретения, полезные модели, промышленные образцы, защищенные патентами, в конструкции или при эксплуатации транспортных средств (морских, воздушных, наземных и др.) другой страны при условии, что указанные средства временно или случайно находятся на территории такой страны и используются исключительно для нужд транспортного средства185.

Наконец, Парижская конвенция устанавливает правила в отношении ввоза продуктов, изготовленных запатентованным в стране ввоза способом. В таком случае патентообладатель будет иметь все права в отношении ввезенного продукта, которые предоставляются ему внутренним законодательством страны ввоза на основании патента на способ производства в отношении продуктов, произведенных внутри этой страны (ст. 5 quater). Иными слонами, действие патента на способ производства распространяется и на продукт, полученный этим способом. Это положение введено для обеспечения возможности патентной охраны способов производства в том случае, если товар, произведенный запатентованным в стране способом, ввозится из-за рубежа (так называемая «косвенная охрана»)186.

Договор о патентной кооперации от 19 июня 1970 г. (далее — РСТ187) в редакции 1984 г. имеет 116 участников (по состоянию на 15 июля 2002 г.), в число которых входит и Россия. Условием участия в Договоре является участие в Парижской конвенции.

Договор относится только к охране изобретений и полезных моделей. Промышленные образцы не подпадают под его действие. Выдачу единого патента РСТ не предусматривает, но тем не менее он создал процедуру, применение которой значительно упрощает зарубежное патентование изобретений. Рассмотрим основные положения этой процедуры.

Заявитель, желающий запатентовать изобретение в других го- сударствах-участниках, подает одну заявку в свое национальное ведомство (или межправительственную организацию) с указанием всех государств, в которых он желал бы получить патенты.

Если в отношении какого-либо государства можно испрашивать региональный патент, то заявитель может указать региональный патент в заявке. Такая заявка называется международной. Требования к оформлению международной заявки установлены ст. 3—8 РСТ, а также Инструкцией к Договору. В частности, заявка должна содержать заявление о выдаче патентов, описание изобретения, один или несколько пунктов формулы изобретения, чертежи (если это необходимо) и аннотацию (реферат). Датой подачи международной заявки является дата ее получения национальным ведомством (международной организацией) либо дата получения исправлений к заявке, если они были необходимы.

Правовые последствия подачи международной заявки заключаются в том, что любая правильно оформленная международная заявка с установленной датой международной подачи имеет силу правильно оформленной национальной заявки в каждом указанном в ней государстве (п. 3 ст. 11). Таким образом, заявитель вместо подачи отдельных заявок в каждом государстве, в котором он желает осуществить патентование, причем с соблюдением множества национальных процедур (что очень сложно), может подать одну международную заявку с соблюдением требований РСТ.

После подачи один экземпляр международной заявки хранится в получающем ее ведомстве, один направляется в Международное бюро ВОИС для регистрации и один — в международный поисковый орган для проведения по заявке международного поиска (получающее ведомство может одновременно обладать правом проведения международного поиска, как, например, Патентное ведомство РФ)188. Поиск проводится с целью выявления уровня техники (ст. 15 РСТ). Выявление уровня техники необходимо для того, чтобы определить, соответствует ли изобретение таким критериям патентоспособности, как новизна и изобретательский уровень. По итогам проведенного поиска составляется отчет, направляемый заявителю и Международному бюро ВОИС (ст. 18). На основании отчета заявитель оценивает возможность получения патентов на свое изобретение189. Например, если в ходе поиска установлено, что данное изобретение уже известно из уровня техники, может оказаться разумным отозвать заявку, чтобы избежать дальнейших расходов на уплату пошлин. Заявитель может также внести изменения в формулу изобретения либо оставить ее без изменений.

Если заявитель не отозвал заявку, она вместе с отчетом о поиске рассылается в каждое из ведомств государств (международных организаций), указанных в заявке (ст. 20). Кроме того, каждая неизъятая международная заявка публикуется Международным бюро по истечении 18 месяцев с даты приоритета этой заявки. Правовые последствия международной публикации международной заявки в государствах, в ней указанных, будут такими же, как последствия национальной публикации.

После получения заявки указанные ведомства проводят по ней экспертизу и выносят решение о выдаче патента или об отказе в его выдаче на основании национального законодательства. При этом национальные законодательства не могут предъявлять иных или дополнительных требований к форме или содержанию международной заявки, кроме тех, которые предусмотрены Договором и Инструкцией к нему, за исключением некоторых случаев, указанных в пп. 2 и 3 ст. 27. Впрочем, данное правило РСТ относится только к требованиям о форме и содержании заявок. Иные требования (относительно критериев патентоспособности, уровня техники и т. д.) устанавливаются правом договаривающихся государств. Разумеется, заявитель может просить о применении к форме и содержанию заявки национального законодательства, если его положения более благоприятны (п. 4 ст. 27).

Кроме.международного поиска по просьбе заявителя проводится и международная предварительная экспертиза по международной заявке (гл. II РСТ). Сама по себе такая экспертиза необязательна и без просьбы заявителя не проводится. Ее целью является составление предварительного и необязывающего заключения о том, представляется ли заявленное изобретение новым, соответствует ли оно изобретательскому уровню и может ли быть промышленно применимым, т. е. установление критериев патен тоспособности (п. 1 ст. 33)'. Заключение такой экспертизы не содержит никаких утверждений о патентоспособности или непа- тентоспособности согласно какому-либо национальному законодательству. В заключении утверждается по каждому пункту формулы, представляется ли он удовлетворяющим критериям новизны, изобретательского уровня (неочевидности) и промышленной применимости (ст. 35). Выводы международной экспертизы не предопределяют выводы экспертиз, проводимых национальными (региональными) ведомствами, и служат тому, чтобы заявитель мог более точно оценить перспективы зарубежного патентования. Однако некоторые развивающиеся страны придают актам международной экспертизы обязательную силу.

Что касается патентования в зарубежных странах изобретений, полезных моделей, созданных в Российской Федерации, то оно осуществляется не ранее чем через 6 месяцев после подачи заявки в Патентное ведомство. Патентное ведомство может разрешить зарубежное патентование и ранее указанного срока (ст.35 Патентного закона в ред. 2003 г.).

Евразийская патентная конвенция от 9 сентября 1994 г. заключена между государствами — членами СНГ и имеет 10 участников, в том числе РФ. Условием участия в Конвенции является членство в ООН и участие в Парижской конвенции и Договоре о патентной кооперации. В отличие от Парижской конвенции и РСТ Евразийская конвенция представляет собой региональный договор о выдаче единого патента (только на изобретения).

Выдаваемый в соответствии с Конвенцией патент именуется евразийским патентом. Он является именно международным, а не национальным. Это означает, что его правовой режим (в том числе процедура получения, объем охраны, права и обязанности патентообладателей и т. д.) определяется не национальным законодательством, а положениями Евразийской конвенции и Патентной инструкции к ней (утверждена Административным советом Евразийской патентной организации 1 декабря 1995 г.).

Основные положения Конвенции. В соответствии со ст. 2 учреждена Евразийская патентная организация, цель которой — выполнение административных задач, связанных с функционированием Евразийской патентной системы и выдачей Евразийских патентов. Важнейшее подразделение организации — Евразийское патентное ведомство (г. Москва).

Конвенция и Инструкция к ней содержат материальные нормы права, регулирующие правовой режим евразийского патента (ч. III Конвенции, гл. II Инструкции). В частности, установлены 1

Упоминание этих критериев патентоспособности в РСТ не лишает государства права вводить во внутреннем законодательстве дополнительные или иные критерии.

условия патентоспособности (новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость), правило относительно приоритета (он определяется в соответствии с Парижской конвенцией), срок действия патента (20 лет) и т. д.

Подробнее следует остановиться на рассмотрении процедуры получения евразийского патента (ст. 15 Конвенции). Правом на евразийский патент обладает изобретатель или его правопреемник, вне зависимости от того, является ли он гражданином государства-участника. В отношении служебных изобретений право на патент определяется в соответствии с законодательством государства, в котором служащий имеет основное место службы. Если государство, в котором служащий имеет основное место службы, не может быть определено, применяется законодательство того государства, в котором работодатель занимается предпринимательской деятельностью, с которой связан служащий.

Евразийская заявка подается либо через национальное ведомство договаривающегося государства, либо непосредственно в Евразийское ведомство. Требования к форме заявки и отдельных ее элементов установлены Инструкцией.

Евразийское ведомство проверяет соответствие поступившей евразийской заявки формальным требованиям Конвенции и Патентной инструкции и проводит поиск по этой заявке. По результатам поиска составляется отчет о поиске, высылаемый заявителю. Заявка вместе с отчетом публикуется по истечении 18 месяцев с даты ее подачи или, если испрошен приоритет, — с даты приоритета. В течение 6 месяцев с даты публикации отчета о поиске заявитель может подать ходатайство о проведении экспертизы заявки по существу. По результатам такой экспертизы коллегиями экспертов Евразийского ведомства принимается решение о выдаче или об отказе в выдаче евразийскою патента. При несогласии с решением об отказе в выдаче патента заявитель может в 3-месячный срок с даты получения уведомления об этом подать Евразийскому ведомству возражение, которое должно быть рассмотрено вновь сформированной коллегией экспертов. За подачу заявки, поиск, публикацию, проведение экспертизы по существу и другие процедурные действия в пользу Евразийского ведомства взимаются пошлины, размер которых установлен Положением о пошлинах Евразийской патентной организации.

Отказ в выдаче Евразийского патента не препятствует заявителям в получении патентов по национальной процедуре. В частности, до истечения 6 месяцев с даты получения уведомления об отказе в выдаче евразийского патента заявитель может подать в Евразийское ведомство ходатайство с указанием договаривающихся государств, в которых он хочет получить патент по национальной процедуре (п. 1 ст. 16). При этом в каждом указанном таким образом государстве евразийская заявка, которая является предметом такого ходатайства, считается правильно оформленной национальной заявкой, поданной в национальное ведомство с той же датой подачи и, если таковая имеется, датой приоритета, что и евразийская заявка (п. 2 ст. 16).

Евразийский патент может быть получен и по процедуре РСТ, так как он является региональным патентом, подпадающим под действие этого Договора.

Существуют и другие международные договоры, предусматривающие аналогичные процедуры о выдаче региональных патентов, в частности Мюнхенская конвенция о выдаче европейских патентов 1973 г. (выдачу осуществляет Европейское патентное ведомство в г. Мюнхене190), Соглашение о создании Африканской организации интеллектуальной собственности 1977 г. и др.

Международная регистрация промышленных образцов осуществляется в соответствии с Женевским актом Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов от 2 июля 1999 г191. Участником Женевского акта может стать любое государство—участник ВОИС и любая международная организация, имеющая ведомство, в котором может быть получена охрана на промышленные образцы.

Международную регистрацию в соответствии с Женевским актом осуществляет Международное бюро ВОИС. Правом на подачу заявки обладают: граждане государств-участников; граждане государств—членов международных организаций, участвующих в Женевском акте; лица, имеющие постоянное или Обычное местожительство на территории договаривающейся стороны или имеющие на этой территории действительное и нефиктивное промышленное или торговое предприятие (ст. 3). Заявка может быть подана по выбору заявителя либо непосредственно в Международное бюро, либо через национальное ведомство государства-участника, которому принадлежит заявитель (п. 1-а ст. 4). Требования к форме и содержанию заявки установлены ст. 5 Женевского акта и Инструкцией к нему. В частности, в ней должны быть указаны договаривающиеся стороны, в которых заявитель желает получить охрану.

Международная заявка может содержать заявление о приоритете одной или нескольких предшествующих заявок, поданных в любой стране —участнике Парижской конвенции или стране—члене Всемирной торговой организации, либо в отношении такой страны. Международный приоритет по такой заявке регулируется правилами ст. 4 Парижской конвенции.

По поданной международной заявке Международное бюро проводит экспертизу на предмет соответствия заявки требованиям Женевского акта и Инструкции. В случае выявления несоответствий заявителю предлагается внести необходимые* исправления в заявку в течение 3-месячного срока. Если Международное бюро считает, что заявка соответствует применимым к ней требованиям, оно регистрирует промышленный образец в Международном реестре, направляет свидетельство владельцу и производит публикацию сведений о международной регистрации. Датой такой регистрации считается дата подачи международной заявки или исправлений к ней.

Международная регистрация в каждом из указанных в заявке государств-участников имеет такое же действие, что и предоставление охраны на промышленный образец в соответствии с национальным законодательством (п. 2-а ст. 14). Срок охраны промышленного образца, прошедшего международную регистрацию, составляет пять лет с даты регистрации. Он может продлеваться на дополнительные периоды по пять лет при условии уплаты пошлин. Общий срок охраны составляет 15 лет, кроме случаев, когда национальное законодательство предусматривает более длительный срок (ст. 17).

Так как экспертизы по существу Международное бюро не проводит (т. е. им не устанавливается соответствие промышленного образца критериям патентоспособности в каждой из стран-участ- ниц) и единого правового режима для промышленных образцов Женевский акт не устанавливает, то право принимать решение об отказе в предоставлении охраны на территории государства-участника принадлежит его национальному ведомству. Оно может полностью или частично отказать в признании действия любой международной регистрации на территории данного государства в том случае, если не соблюдены предусмотренные национальным законодательством условия предоставления охраны (например, права на аналогичный образец в этом государстве уже принадлежат другому лицу). Однако по формальным основаниям (несоответствие формы или содержания международной заявки требованиям национального закона) такой отказ не допускается (п. 1 ет. 12).

Об имевшем место отказе национальное ведомство уведомляет Международное бюро с указанием мотивов. Бюро сообщает об этом правообладателю, который имеет право на те же средства защиты, как если бы он подал заявку на данный промышленный образец в соответствии с национальным законодательством. Такие средства защиты, по крайней мере, должны включать возможность повторного рассмотрения или пересмотра решения об отказе или его обжалования (пп. 2 и 3 ст. 12).

Договор о патентном праве от 1 июня 2000 г. направлен на уни- фикацию192 патентного законодательства государств-участников, особенно в части процедур и формальных требований, предъявляемых при подаче заявки на патент. Делается это путем установления минимальных стандартов, которым должно соответствовать законодательство договаривающихся государств. При этом допускается установление правил, являющихся более благоприятными для заявителей и патентообладателей по сравнению с теми, которые предусмотрены Договором. Таким образом, заявитель или патентообладатель может быть уверен, что законодательство государства-участника либо соответствует положениям Договора, либо предусматривает меньше требований и является, следовательно, более благоприятным. Россия в Договоре о патентном праве не участвует.

азвитие современной цивилизации немыслимо без опоры на интеллектуальный потенциал. Реализация творческих усилий и использование результатов интеллектуальной деятельности протекают, как известно, в рамках социальных отношений. Учитывая значение интеллектуальной деятельности, государство устанавливает определенные нормы для регулирования связанных с ней отношений и вырабатывает общие принципы, по которым они строятся на договорной основе. В настоящее время главным источником регулирования интеллектуальной деятельности в России является ч. 4 ГК РФ, введенная с 1 января 2008 г. В ст. 1225 данного Кодекса приведен перечень объектов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, к числу которых отнесены изобретения. Закон исходит из того, что результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации принадлежат к категории интеллектуальной собственности. Это подтверждает и новая редакция ст. 128 ГК РФ, также называющая в числе объектов гражданских правоотношений "охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность)". Обычно в границы интеллектуальной собственности включаются объекты не только авторских прав, но и промышленной собственности. Согласно ст. 1(2) Конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 (далее - Парижская конвенция, Конвенция) объектами промышленной собственности, кроме прочих, являются изобретения. В России изобретения пользуются правовой охраной на основе патента (ст. ст. 1345 - 1349 ГК РФ). Права на изобретение, основанные на охранном документе, имеют свои особенности. Во-первых, лицо, получившее охранный документ (патент либо любой другой), обладает исключительным правом на соответствующий объект - изобретение. Такое право предоставляет юридическую монополию на это техническое решение: только патентовладелец может использовать охраняемый объект либо выдать кому-либо лицензию (разрешение) на его использование. Кроме того, только патентовладелец вправе на законных основаниях применять созданное им изобретение и одновременно запрещать третьим лицам делать это без специального разрешения. В противном случае подобное действие третьих лиц будет квалифицировано как правонарушение. Поэтому основанные на охранном документе права относятся к категории абсолютных: праву патентовладельца изобретения использовать техническое решение корреспондирует обязанность всех остальных лиц ("всех и каждого") воздерживаться от такого использования. Во-вторых, патент на изобретение как охранный документ действует лишь на территории того государства, где он приобретен и используется изобретателем (так называемый территориальный принцип действия промышленных прав). Чтобы приобрести права на изобретение в другой стране, нужно в соответствующие органы именно этого государства подать заявку на получение патента или иного охранного документа. Так, если охранный документ на отечественное изобретение выдан в России, это изобретение пользуется охраной только в пределах России. Любая зарубежная фирма вне пределов России вправе его использовать, и претензии к ней предъявлены быть не могут. Следовательно, чтобы обеспечить права на свое изобретение в других государствах, необходимо запатентовать его за рубежом. Для российских предприятий и организаций, как и для всех участников международной торговли, из принципа территориального действия патента вытекают важнейшие юридические последствия. Помимо уже названных, следует обратить внимание и на следующие моменты: а) поскольку в национальном патентном законодательстве западноевропейских стран существуют различия, право российского предпринимателя на одно и то же изобретение, основанное на патентах, выданных в разных государствах, может быть неодинаковым по характеру и объему; б) патенты, полученные российским предприятием на одно и то же изобретение в разных государствах, юридически независимы; это означает, что любое изменение патента или прекращение его действия в одной стране не порождает никаких юридических последствий для действия патентов на это же изобретение, выданных в других странах; в) при нарушении патентных прав в двух и более странах российское предприятие должно самостоятельно принять защитные меры (судебные или несудебные) в каждой из этих стран. В-третьих, права изобретателя, основанные на охранном документе, относятся к категории срочных. Как правило, патент действует от 15 до 20 лет. В России этот срок составляет 20 лет (ст. 1363 ГК РФ), в Японии и Италии - 15 лет, в Великобритании - 16 лет, Франции и Бельгии - 20 лет, в США и Скандинавских странах - 17 лет, в Германии и Швейцарии - 18 лет и т. д. По истечении срока действия охранного документа изобретения могут использоваться любым лицом как общественное достояние. Правовую охрану может получить только техническое решение, отвечающее требованиям закона к изобретению, т. е. являющееся охраноспособным или патентоспособным. В соответствии с российским законодательством изобретению предоставляется правовая охрана, если оно новое, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо (п. 1 ст. 1350). Изобретение считается новым, если оно неизвестно из уровня техники. Изобретение имеет изобретательский уровень, если для специалиста оно явным образом не следует из уровня техники, т. е. по своему характеру является результатом изобретательского творчества, а не просто инженерной разработкой. Уровень техники включает любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения (п. 2 ст. 1350). Изобретение промышленно применимо, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, других отраслях экономики или социальной сфере (п. 4 ст. 1350). Законодательством также предусмотрено, что раскрытие информации, относящейся к изобретению, его автором, заявителем или любым лицом, получившим от них прямо или косвенно эту информацию, в результате чего сведения о сущности изобретения стали общедоступными, не препятствует признанию патентоспособности изобретения, при условии что заявка на выдачу патента на изобретение подана в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение шести месяцев со дня раскрытия информации (п. 3 ст. 1350). Не получают правовую охрану в качестве изобретения следующие объекты: 1) сорта растений, породы животных и биологические способы их получения, за исключением микробиологических продуктов, полученных такими способами; 2) топологии интегральных микросхем (п. 6 ст. 1350). Важная роль в регулировании охраны прав изобретателя принадлежит международным соглашениям, в том числе многосторонним. Среди последних особое место занимает универсальная по своему содержанию Парижская конвенция. Россия присоединилась к ней с 1965 г., страны - участницы образуют Союз по охране промышленной собственности (далее - Союз). Цель Парижской конвенции - правовое закрепление ряда условий, облегчающих юридическим и физическим лицам каждой страны-участницы приобретение, использование и защиту прав промышленной собственности во всех остальных странах-участницах, в том числе правовую охрану изобретений. Конвенция устанавливает ряд важных условий охраны изобретений: предоставление иностранцам национального правового режима, создание национальных патентных ведомств, издание ими официальных бюллетеней и т. д. Кроме того, соглашение специально регламентирует ряд условий охраны изобретений: закрепление прав конвенционного и выставочного приоритета (первенства), территориальный характер действия патента, обязательное осуществление изобретений и др. Рассмотрим наиболее важные из названных выше принципов Конвенции. Статья 2(1) предусматривает, что права иностранных граждан на территории государств - участников Союза будут охраняться так же, как и права граждан данной страны, и они будут пользоваться теми же законными средствами защиты от всякого посягательства на их права при соблюдении ими условий и формальностей, предписываемых собственным гражданам. Это означает, что каждая страна предоставляет иностранцам охрану прав на изобретения на таких же условиях, что и гражданам своей страны. Таким образом, в Парижской конвенции национальный режим предоставляется на основе так называемой взаимности, состоящей в том, что государства не обеспечивают взаимно своим гражданам равенство конкретных правомочий, а лишь уравнивают иностранцев в правах с местными гражданами. Иными словами, иностранцы получают лишь те права, которыми пользуются местные граждане. Законодательство каждой страны устанавливает права и обязанности всех национальных и иностранных заявителей и патентовладельцев в отношении требований, предъявляемых к патентуемым изобретениям, формальностей, необходимых для получения защиты, срока действия патентов, условий пользования патентами и других вопросов. Исключительное значение для охраны изобретений имеет правило Парижской конвенции о конвенционном приоритете. Суть его заключается в том, что если гражданин страны, входящей в Союз, подал заявку на изобретение в какой-либо стране - участнице Конвенции, то он вправе в течение 12 месяцев подать заявку на то же изобретение в другой или нескольких других странах, сохраняя за первым из государств приоритет первоначальной заявки. Еще один существенный момент Парижской конвенции - положения об охране изобретений на выставках. Международные выставки, организуемые для демонстрации новейших достижений науки и техники, как правило, экспонируют изобретения. Чтобы обеспечить возможность их показа, необходимо решить ряд проблем охраны прав на изобретение, и в первую очередь проблему новизны. Дело в том, что демонстрация изобретения на выставке в любой из стран Союза при отсутствии специальной охраны может стать препятствием к патентованию изобретения в этой стране. Устранить это затруднение удалось путем включения в Конвенцию специальной статьи, согласно которой страны Союза в соответствии с внутренним законодательством обязаны предоставить временную охрану патентоспособных изобретений, экспонируемых на официально проводимых международных выставках. Практически это означает, что если показанное на выставке техническое новшество будет в дальнейшем заявлено как изобретение, то датой заявки считается день его размещения на выставке и с этого же дня отсчитывается его приоритет. В разных странах установлены различные сроки выставочного приоритета: так, в России он действует в течение шести месяцев, а в Италии и Франции - год с момента открытия выставки, а в Австрии - в течение трех месяцев с даты ее закрытия. Помимо норм о сроке приоритета, Парижская конвенция содержит и другие немаловажные положения, касающиеся охраны изобретений. Одно из них - это так называемое право преждепользования, зафиксированное в ст. 4 Конвенции и известное патентному законодательству многих западноевропейских стран. По праву преждепользования охрана изобретения предоставляется фактически использующему его ко времени подачи заявки лицу, независимо от того, каким образом и от кого оно получено. В связи с этим Конвенция указывает, что "права, приобретенные третьими лицами до дня первой заявки на изобретение, которая служит основанием для права приоритета, сохраняются в соответствии с внутренним законодательством каждой страны Союза" (ст. 4B). Поскольку в странах, входящих в Союз, действует различное патентное законодательство, порядок приобретения патентных прав также разнится: они могут выдаваться явочным или проверочным путем. Суть явочной системы состоит в обязанности ведомства выдать патент по правильно оформленной заявке. Ведомство рассматривает заявочные материалы с точки зрения их соответствия установленным требованиям к их оформлению, но, как правило, не проверяет патентоспособность и новизну технического решения. Преимущество этой системы - довольно короткие сроки при сравнительно небольших затратах заявителя. Недостаток - отсутствие квалифицированной государственной проверки существа заявок, из-за чего заявитель вынужден проводить оценку патентоспособности своими силами (либо за собственный счет привлекать патентных поверенных) и получать охранные документы на свой страх и риск. Если действует проверочная система, то ведомство решает вопрос выдачи патента в зависимости от результатов проверки патентоспособности заявленного изобретения. Экспертизе подвергается сущность технического решения - его соответствие требованиям патентоспособности, при этом главное внимание уделяется анализу новизны. Правильность оформления заявки также имеет значение. Проверочная система патентования принята в большинстве стран: России, США, Великобритании, Германии, Японии, Австрии, Скандинавских странах и др. Российское законодательство предусматривает два вида такого рода проверки: формальную экспертизу заявки на изобретение и экспертизу изобретения по существу. В процессе формальной экспертизы устанавливается наличие документов: заявления о выдаче патента (с указанием автора изобретения или лица, на имя которого испрашивается патент, а также местожительства или местонахождения каждого из них); описания изобретения, раскрывающего его с полнотой, достаточной для осуществления; формулы изобретения, выражающей его сущность и полностью основанной на его описании; чертежей и иных материалов, если они необходимы для понимания сущности изобретения; реферата (п. 2 ст. 1375 ГК РФ). О положительном результате исследований и дате подачи заявки на изобретение федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности уведомляет заявителя незамедлительно после завершения формальной экспертизы (ст. 1384 ГК РФ). Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности по истечении восемнадцати месяцев со дня подачи заявки на изобретение, прошедшей формальную экспертизу с положительным результатом, публикует в официальном бюллетене сведения о заявке на изобретение. Экспертиза заявки на изобретение по существу производится по ходатайству заявителя либо третьих лиц. Ходатайство направляется в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности одновременно или в течение трех лет со дня подачи заявки на изобретение. Если формальная экспертиза заявки завершается с положительным результатом, то проводится экспертиза заявки на изобретение по существу. Эта процедура включает следующие элементы: - информационный поиск в отношении заявленного изобретения для определения уровня техники, по сравнению с которым будет осуществляться оценка новизны и изобретательского уровня изобретения; - проверка соответствия заявленного изобретения условиям патентоспособности, предусмотренным ст. 1350 ГК РФ. По истечении шести месяцев со дня начала экспертизы заявки на изобретение по существу федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности направляет заявителю отчет об информационном поиске, если по такой заявке не испрашивается более ранний приоритет, чем дата подачи заявки, и если ходатайство о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу подано вместе с заявкой (ст. 1386 ГК РФ). При получении патента патентовладелец, как известно, приобретает исключительные права на изобретение на территории России. Это дает возможность ему не только по собственному усмотрению использовать изобретение, но и распоряжаться своим правом на него, в том числе выдавать разрешение либо вводить запрет на использование изобретения другими лицами (п. 1 ст. 1229 ГК РФ). Необходимо обратить внимание на то, что ч. 4 ГК РФ впервые закрепляет развернутую систему регламентации договорных отношений по использованию объектов интеллектуальной собственности, в частности изобретений. Так, договор рассматривается как основной способ распоряжения исключительным правом, регламентируемый в двух видах: договор об отчуждении исключительного права, при котором у первоначального правообладателя остаются лишь неимущественные права (п. 1 ст. 1233, ст. ст. 1285, 1307, 1365, 1426, 1468, 1488 ГК РФ), и лицензионный договор, по которому лицензиат получает право использовать изобретение в соответствующих пределах, в то время как исключительное право остается у лицензиара-патентовладельца (п. 1 ст. 1233, ст. ст. 1286, 1308, 1367, 1428, 1459, 1489 ГК РФ). Если патентовладелец решит продать патент, он обязан будет заключить договор о передаче данного патента в полном объеме другой стороне - приобретателю, т. е. осуществить полную уступку (отчуждение) прав на изобретение. Причем договор заключается только в письменной форме с обязательной государственной регистрацией, в противном случае он будет признан недействительным. Договор также должен включать обязательство приобретателя патентных прав уплатить вознаграждение, указание на его размер и условия оплаты. При отсутствии подобных положений договор считается незаключенным. Правила об определении цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 ГК РФ, не применяются. Если право на патент уже перешло к его приобретателю, но он отказывается выплатить бывшему патентовладельцу вознаграждение, установленное договором, то последний вправе требовать в судебном порядке перевода на себя прав приобретения патента и возмещения убытков. Если же права на патент еще не перешли к его новому приобретателю, а он нарушил свое обязательство выплатить в оговоренный срок вознаграждение за приобретение патентных прав, то прежний патентовладелец может в одностороннем порядке отказаться от договора и потребовать возмещения убытков, причиненных его расторжением. Патентообладатель может не только полностью переуступить основанные на патенте права, но и выдать разрешение или лицензию на использование изобретения (по лицензионному договору). До принятия ч. 4 ГК РФ в российской и зарубежной литературе, посвященной международной торговле лицензиями, понятия лицензионного договора трактовались по-разному. На наш взгляд, наиболее объемное определение лицензионного договора дает М. М. Богуславский: "Под лицензионным договором следует понимать договор, по которому одна сторона (лицензиар или лицензедатель) обязана обеспечить другой стороне (лицензиату или лицензеполучателю) такое положение - фактическое и правовое, определенное техническое решение на условиях и в пределах, установленных договором, а другая сторона обязана уплатить за это соответствующее вознаграждение или предоставить компенсацию в иной форме" <1>. Российское законодательство дает важные уточнения этому толкованию: в договоре устанавливаются границы использования изобретения лицензиатом. К ним относятся сроки действия соглашения, которые в большинстве случаев составляют 5 - 10 лет. По российскому законодательству этот срок не может превышать срока действия патента. Если в лицензионном договоре срок его действия не определен, то договор считается заключенным на пять лет. В лицензионном договоре должна быть установлена территория действия договора для производства и сбыта продукции. Так, лицензиату может быть предоставлено право производить продукцию во Франции и продавать ее в Италии, Швейцарии и США. Следовательно, экспорт продукции в другие страны лицензиату будет запрещен. По российскому законодательству, если территория действия договора не указана, лицензиат вправе осуществлять ее на всей территории Российской Федерации. Как уже было сказано, лицензиат обязуется уплатить лицензиару обусловленное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное. При отсутствии в возмездном лицензионном договоре условия о размере или порядке его определения договор считается незаключенным (п. 5 ст. 1235). Предметом сделки в лицензионном договоре выступает предоставление права на использование изобретения, а объектом - изобретательское техническое решение, которое отвечает всем требованиям, предъявляемым законом к изобретению (новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость и т. д.) и запатентовано или заявлено для патентования. -------------------------------- <1> Штумпф Г. Лицензионный договор / Под ред. М. М. Богуславского; пер. с нем. А. К. Кудряшова, В. В. Драгунова. М., 1988. С. 12.

Международная практика торговли лицензиями выработала следующие виды лицензионных соглашений: договор простой (неисключительной) лицензии, договор исключительной лицензии, договор полной лицензии и договор сублицензии. Перечисленные виды лицензий различаются в зависимости от объема обеспечиваемых по лицензии прав. По договору простой лицензии лицензиар предоставляет покупателю лицензии право в течение определенного срока использовать изобретение в пределах территорий, установленных договором, и в то же время сохраняет за собой право применять изобретение на тех же территориях и в том же объеме, а также продавать на аналогичных условиях лицензии третьим лицам. Следовательно, лицензиат имеет право применять изобретение своими силами и, кроме того, выдавать лицензии (сублицензии) в объеме приобретенных им прав. Лицензиар оставляет за собой право по простой лицензии самому применять изобретение на той же территории и в тех же пределах, поскольку у него не всегда сохраняется уверенность в том, что лицензиат обеспечит ему экономический эффект от заключенного лицензионного договора. В практике внешнеэкономической деятельности российских предпринимателей наиболее распространен договор исключительной лицензии. По его условиям лицензиар передает лицензиату исключительное право использовать изобретение в полном объеме на оговоренной территории в сроки, установленные договором, отказываясь от права самостоятельного применения в этих пределах изобретения и продажи лицензий третьим лицам. Лицензиат же может выдавать сублицензии третьим лицам в объеме приобретенных им прав по договору исключительной лицензии. Под территориальным ограничением имеются в виду территория или регион, именуемые лицензионной территорией, где у лицензиара есть аналогичные патенты. Именно в этих пределах лицензиат правомочен использовать изобретение. По договору полной лицензии лицензиар передает лицензиату все основанные на патенте права без ограничительных условий в течение срока действия договора, отказываясь от применения изобретения. Лицензиат тем самым занимает место патентовладельца. По своему экономическому эффекту подобного рода лицензия равнозначна отчуждению патента, но с юридической точки зрения отличается от него: по истечении срока действия полной лицензии или его досрочного прекращения (например, при непоступлении лицензионных платежей) договор полной лицензии расторгается и, следовательно, лицензиар восстанавливается в правах исключительного пользователя. Во внешнеэкономической деятельности лицензионные соглашения на условиях полной лицензии заключаются сравнительно реже, чем в национальных границах отдельных стран. Выбор типа лицензии зависит от объема и конъюнктуры рынка, территории, на которую распространяется лицензия, производственных возможностей сторон и других факторов. Зачастую в лицензионные договоры включаются условия о предоставлении лицензиаром подробной технической и технологической документации (чертежей, расчетов и т. д.). Это дает возможность лицензиату без дополнительных самостоятельных разработок приступить к использованию изобретения. Если лицензиат не обладает необходимыми знаниями, лицензионный договор может предусматривать обязанность лицензиара посылать своих специалистов на предприятия лицензиата для оказания технической помощи в освоении изобретения. Иногда договоры закрепляют обязанность лицензиара или лицензиата передавать техническую информацию об усовершенствовании изобретения. Если предмет лицензионного договора включает отдельные элементы, в отношении которых действуют патентные права третьих лиц, то в договоре должна быть закреплена обязанность лицензиара обеспечить лицензиату беспрепятственное использование предмета договора - приобрести лицензию у третьего лица или расширить объем уже действующей лицензии. Российское законодательство выделяет несколько разновидностей лицензионных договоров. Так, п. п. 1, 2 ст. 1236 ГК РФ регулируют лицензионные договоры, в которых лицензиар сохраняет за собой право выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия) либо не оставляет за собой такого права (исключительная лицензия). В первом случае правообладатель сам решает вопрос о дальнейшей передаче прав, во втором - такая возможность принадлежит пользователю. В то же время п. 3 ст. 1236 ГК РФ закрепляет, что в зависимости от различных способов использования результатов интеллектуальной деятельности в лицензионном договоре может предусматриваться как простая (неисключительная), так и исключительная лицензия. Статья 1238 ГК РФ определяет сублицензионный договор, по которому лицензиат может передавать права использования объекта другому лицу. Анализируя данную норму закона, можно прийти к выводу, что правила о лицензионном договоре применяются и к сублицензионному договору, но с некоторыми особенностями. Так, объем предоставленных полномочий по такому договору не может превышать права, имеющиеся у лицензиата, и должен касаться только тех способов использования, которыми он располагает. Если такой договор заключается на срок, превышающий лицензионный договор, то он считается заключенным на время действия лицензионного договора. Ответственность перед лицензиаром за действия сублицензиата несет лицензиат, однако это диспозитивная норма. В международной договорной практике объектом лицензионного договора выступают либо изобретения, на которые поданы заявки или уже получены патенты (патентные лицензии), либо иные научно-технические достижения, не заявленные и не запатентованные (беспатентные лицензии). При выдаче патентной лицензии права лицензиата защищаются наиболее надежным способом, поскольку они основаны на патенте, т. е. юридически гарантируют монополию на изобретение. При беспатентной лицензии у сторон возникают лишь обязательственные отношения, и, следовательно, они не могут принять меры против использования научно-технического достижения третьими лицами. Таким образом, ценность беспатентной лицензии резко снижается, что не может не отражаться на размере лицензионного вознаграждения. С учетом вышеизложенного необходимо обратить внимание на ряд проблем, связанных с зарубежным патентованием российских изобретений. Во-первых, правовая охрана российских изобретений за рубежом может быть осуществлена путем использования различных процедур патентования. Во-вторых, следует иметь в виду, что каждая процедура патентования имеет как свои преимущества, так и недостатки, которые должен учитывать заявитель изобретения. В-третьих, зарубежное патентование тесно связано с проблемами уступки патентных прав и выдачи лицензий на использование запатентованных изобретений. Последнее является одной из важнейших целей зарубежного патентования.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: