Социальные нормы при первобытнообщинном строе. Причины и пути формирования права

Особенностью соц-х норм в догос период являлось то, что они, по сути, входили в саму жизнедеятть людей, выражая и обеспечивая социально-эк-кое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, его низкой производительностью. Соц. нормы первобытного общества обеспечивали сущ экономики и продолжение рода, регулировали способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы называли мононормами – где главный интерес выжить. Мононормы выступали и нормами организации соцжизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т.п. Признаки соц. норм сущ в догос. период: 1)регулировали отношения м/у людьми, что стало отличать их от норм несоц. – технических, физиологических и др. 2) реализовались в виде обычаев; 3) существовали в поведении и в сознании людей; 4) обеспечивались силой привычки, а также мерами убеждения и принуждения; 5) имели систему табу; права и обязанности – отсутствовали. 6) выражали интерес всех членов рода и племени. Чаще всего мононормы имели форму запретов (табу), которые воспринимались как предписания, исходящие от сверхъестествен­ных сил, и подкреплялись религиозно-магическими санкциями. Для нормативной системы этого перио­да характерна тотемная форма, т.е. объявление какого-либо жи­вотного или растения священным. Среди способов регулирования выделялись в качестве главного запреты, небольшую долю составляли дозволения (разрешения) и позитивные обязывания. Способы нормативного регулирования не были направлены на изменение природных условий, на выделение человека из природы; они способствовали формированию наиболее эффективных форм присвоения предметов природы и их приспособ­лению для удовлетворения потребностей человека. Мононормы находили выражение в мифах, обычаях, ритуалах, обрядах. Обычаи были исторически первыми регуляторами отно­шений между людьми и закрепляли выработанные веками рацио­нальные, полезные для людей варианты поведения, которые пере­давались из поколения в поколение и отражали в равной мере интересы всех членов общины. Наряду с самоорганизационными процессами формирования обычаев, традиций создавались правила поведения. Их создавали потестарные органы управления. Усложнение социальной структуры общества привело к недостаточности мононорм. Выделились нормы права, морали и религии. Увеличение численности людей привело к их концентрации на наиболее пригодных для жизни территориях, что, в свою очередь, стало причиной возникновения городов. Становление обменных связей между людьми также вело к возникновению права как регулятора отношений между формально равными субъектами.

К основным путям формирования права относятся:

1.Санкционирование государством обычаев и традиций, которым придается общеобязательное значение.

2.Деятельность судебных и административных органов, в результате которой формируются судебные и административные прецеденты.

3.Правотворческая деятельность государства по формированию и принятию нормативно-правовых актов.

2. Система права: ее понятие и внутреннее строение. Частное и публичное право. Система права – объективно существующее внутреннее строение права, которое выражается в его делении на отдельные, относительно самостоятельные части (отрасли, правовые институты) разграниченные и взаимосвязанные между собой. Отрасль права - обособленная группа норм, составляющая самостоятельную часть системы права и регулирующая особым методом качественно-однородную область общественных отношений. Такими отраслями права являются государственное право, гражданское право, административное право, трудовое право, уголовное право и т.д. Отрасли права как относительно самостоятельные элементы системы права отличаются рядом особенностей, т.е. оснований деления системы права на отрасли. У каждой отрасли есть свой предмет правового регулирования, т.е. особый участок общественной жизни, особый вид однородных общественных отношений - конституционных, трудовых, административных и др. Каждая из отраслей права имеет свое законодательство, как правило, во главе с кодифицированным законодательным актом. Два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный. Публичное право - область позитивного права, основанная на началах централизации, регулирующая отношения в сфере гос-й власти, государственного управления, судебной деятельности, воинской службы, взимания налогов, уголовного преследования, пограничного, таможенного, санитарного контроля. В публичном праве:-выражаются интересы гос-ва и общества в целом;-регулируются отношения между гос-й властью и гражданином;-присутствует подчиненность, неравноправие субъектов;-преобладают жестко централизованная регуляция общественных отношений гос-й властью, элементы императивного метода регулирования;-инициатива защиты прав исходит от гос-ва. Частное право - область позитивного права, основанная на началах децентрализации, где все субъекты юридически равны и все они могут своей волей и в своем интересе участвовать в установлении и в реализации своих прав и обязанностей: договорные отношения, отношения, регулируемые гражданским, семейным, трудовым правом.

3. Понятие правопорядка. Соотношение законности и правопорядка. Правопорядок – часть общественного порядка, сложившаяся на основе правомерного поведения и строгого выполнения требований законности. Правомерное поведение граждан в своей совокупности и системе образует такое правовое явление, как правопорядок. Эта система отношений складывается на основе и в соответствии с нормами права. Содержание правопорядка образуют правовые отношения, а действующие нормы образуют его нормативную основу. Правопорядок является конечным, итоговым результатом правового регулирования, результатом действия права и законности, претворения их требований на практике, в реальной жизни. Таким образом, правопорядок – это уже реализованная, фактически осуществленная законность. Всегда рядом с законностью стоит правопорядок, который зави­сит от ее состояния и является ее следствием. При наличии законно­сти в обществе складывается прочный, устойчивый правопорядок. Ес­ли законы нарушаются, то страдает законность и тем самым наносится ущерб правовому порядку. Правовой порядок устанавливается действием права, режимом законности. Он устанавливается в первую очередь юридическими га­рантиями, деят-тью специальных гос-х органов, ко­торые необходимых случаях могут применять меры государственного принуждения к правонарушителях. При этом всякое нарушение право­вого порядка есть одновременно нарушение общественного порядка, но не всякое нарушение общественного порядка означает одновре­менное нарушение правового порядка, ибо обществе Законность и правопорядок соотносятся следующим образом: 1) правопорядок представляет собой цель правового регулирования, именно для его достижения издаются законы и другие нормативно-правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности;2) нельзя добиться правопорядка иными способами, кроме совершенствования правового регулирования и обеспечения законности;3) укрепление законности закономерно и неизбежно приводит к укреплению правопорядка;4) конкретное содержание правопорядка зависит от содержания законности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: