Понятие и структура государственной власти. Легальность и легитимность государственной власти

Социальная власть – реальная возможность субъектов осуществлять свою волю в социальной жизни, определяя теми или иными средствами желаемое поведение подвластных. Политическая власть – реальная возможность политических структур, социальных групп, отдельных индивидов обладать властными полномочиями, проводить в жизнь свою волю, выраженную в политических решениях, законах, иных предписаниях. государственная власть выступает от имени всего общества, то политическая - зачастую от какой-либо его части или социальной группы, являющейся субъектом политического властвования. В отличие от власти политической, государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви - законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами. Государственная власть является разновидностью политической власти. сущность государственной власти, заключается в концентрированном выражение силы и воли, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы. Государственная власть – это важнейшая разновидность политической власти, которая располагает монопольным правом издавать общеобязательные решения и опирается при подчинении своей воле на специальные средства управления и принуждения. Структура государственной власти:  Субъекты: органы и лица – носители государственно-властных полномочий.  Объекты: подвластные лица и организации, которые обязаны подчиняться государственной воле.  Определенная связь между властными и подвластными, возникающая на основе политических и правовых норм, а также волевых властных действий, и осуществление государственно-властных полномочий. Легальность государственной власти – это признание правомерности её возникновения и действие власти в рамках законности. Государственная власть может быть средством достижения компромисса только при условии легитимности. Легитимация – процедура общественного признания какого-либо действия, действующего лица, события или факта; в политике – ее признания, объяснения, оправдания. Легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности, ее не следует смешивать с легальностью, т.е. законностью. Условия легитимности: - Власть легитимна, если она согласуется с правом, справедливостью, нравственными ценностями, которые разделяются большинством, на которые опирается государственная власть; - Преемственность, длительный и естественный характер формирования власти, соответствующей духу и генотипу народа; - Доверие народа, авторитет в силу уважения, а не под влиянием психического и физического давления; - Законность формирования государственной власти. Немецкий социолог и юрист М. Вебер классифицировал легитимность на три вида: - Традиционная, т.е. основанная на неписаных законах традиций, обычаев, культуры; Харизматическая, эмоционально-волевая – увлечение яркой, привлекательной идеей, личностью лидера, олицетворяющей справедливость, чаяния народа, отождествление политических ориентаций и концепций с личностью их автора, политического лидера; Харизматический лидер – личность, наделенная в глазах последователей авторитетом, источник которого – ее исключительные качества; Рациональная, основанная на принятых в государстве порядках и законах, разумных суждениях. Поддержка власти большинством населения в силу самих ее действий.

2.Инкорпорация законодательства как форма систематизации: понятие и виды. Инкорпорация - деят-ть по внешнему упорядочению нормативного материала без переработки норм права, когда нормативные акты помещаются в единые сборники (собрания) в хронологическом или тематическом порядке. При хронологической инкорпорации нормативные акты объединяются в сборники по времени их издания. Тематическая (систематическая) инкорпорация предполагает объединение нормативных актов по предметному признаку: отраслям народного хозяйства, сферам гос-й деятельности, отраслям права. Различаются два вида инкорпорации:1) неофициальная - проводится научными и учебными заведениями, разнообразными издательствами, практическими органами.;2) официальная - упорядочение системы законодательства путем издания компетентными госи органами сборников действующих нормативных актов..В РФ в настоящее время из таких изданий основное значение имеет «Собрание законодательства РФ». Оно является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ..Наиболее высоким по уровню тематическим собранием официальной инкорпорации является Свод законов, который отличается тщательным отбором законов, иных актов, отработанностью, достоверностью и точностью законодательных текстов, глубиной внешней обработки нормативного материала. В настоящее время созданы и совершенствуются автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС - Законодательство), осуществляется перевод нормативной информации на язык электронных носителей. Формируется эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации «Система». Автоматизированные АИПС на электронных носителях создаются и отдельными частными юридическими фирмами, например, законодательные программы «Консультант-плюс», «Гарант» и др.

3. Акты применения права, их отличие от иных правовых актов. Виды и структура актов применения права. Правоприменительный акт – официальный правовой акт-документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное веление по конкретному юридическому делу, принятый на основе соответствующих норм права с целью нормальной реализации субъективных прав и обязанностей, установления их меры и объема. Акты применения права отличаются следующими признаками: -принимаются компетентными органами, должностными лицами, обладающими властными полномочиями;-носят государственно-властный, обязательный характер;-имеют индивидуальное значение, всегда персонифицированы, содержащиеся в нем правоположения рассчитаны только на конкретный, строго определенный случай;-имеют документальную письменную форму;-выражают решение юридического дела, определяют меру и объем субъективных прав и обязанностей, их наличие или отсутствие, меру и вид юридической ответственности;-выступают юридическими фактами, т.е. влекут возникновение, изменение или прекращение правоотношений.Акты применения права многочисленны и разнообразны, они могут быть классифицированы по различным основаниям. Главные из них: виды субъектов, от которых исходят акты; функции актов в механизме правового регулирования. По последнему основанию различаются: 1.Акты, которые принимаются в рамках оперативно-исполнительной и юрисдикционной деятельности и направлены на реализацию субъективных прав и юр-х обязанностей. К ним относятся: -конкретизирующие (акты приема на работу, о назначении пенсии и т.п.).-разрешительные (прием и выход из гражданства, разрешение на приобретение и использование оружия и т.д.);-регистрационные (регистрация договора купли-продажи жилого дома, включение в списки избирателей и т. п.);-учредительные (регистрация добровольных объединений, юридических лиц и т.д.) 2. Акты, выносимые в порядке разрешения споров о праве и охране правопорядка (правообеспечительные, правоохранительные акты). В них содержится властное предписание исполнить юридическую обязанность, устраняются препятствия в использовании субъективных прав, определяются мера и объем юр отв-ти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: