Парадигма(от греч. paradeigma – пример, образец) – исходная концептуальная схема, система понятий, воссоздающая осмысление значительных черт действительности, модель постановки проблем и их решения, выбора надлежащих методов, доминирующая в научном сообществе на протяжении конкретного исторического периода и подтверждающая собой определенный этап в развитии теории.
Современная парадигма управленияакцентирует свое внимание на человеческой личности с упором на управление знаниями, на сетевые, партнерские принципы взаимодействия. Проблема в управленческой деятельности– это противоречие цели и ситуации, разрешение которого обусловит изменение ситуации в направлении принятой цели.
Ее основные черты:
1. Предприятие — закрытая система, для которой характерна определенная стабильность целей, задач и условий деятельности.
2. Главный фактор успеха и конкурентоспособности — рост масштабов производства продукции и услуг.
3. Главная задача менеджмента состоит в рациональной организации производства, эффективном использовании всех видов ресурсов и росте производительности труда.
4. Главными источниками прибавочной стоимости являются факторы производства и производительность труда производственных рабочих.
5. Основой системы управления является контроль всех видов деятельности, функциональное разделение работ, нормы, стандарты и правила, обеспечивающие дисциплину, порядок и эффективное использование всех видов ресурсов.
К такой системе научных взглядов на управление привела логика промышленного (индустриального) развития, выразившегося в формировании крупных организаций (предприятий, компаний, корпораций), на которых сосредоточиваются большие капиталы, производственные потенциалы, трудовые ресурсы. Рост числа и размеров предприятий был прямым следствием повышения деловой активности. При этом крупные предприятия, состоявшие из большого числа производственных единиц, достигали роста продаж, снижения затрат и повышения доходов путем укрепления управленческой координации. Это требовало высокой концентрации власти и единоличного принятия управленческих решений.