Правонарушение - виновное, противоправное, общественно опасное деяние (действие либо бездействие) субъекта, причиняющее вред интересам общества, государства, личности.
Правонарушение – это нарушение норм права, а именно акт, который является противным праву, его предписаниям, законам.
Каждое отдельное правонарушение является конкретным, так как оно:
1. совершается конкретным лицом;
2. происходит в определенном месте и в определенное время;
3. приходит в противоречие с действующим правовым предписанием;
4. характеризуется точными конкретными признаками, притом что отдельные правонарушения и их типы различны, хотя как антисоциальное явление они обладают общими чертами.
Можно выделить следующие признаки правонарушения, которые вместе и образуют это понятие:
1. правонарушение – это всегда деяние (действие или бездействие);
2. правонарушение – это всегда виновное деяние;
3. правонарушение – это нарушение правовых норм, которые содержат юридические обязанности и запреты.
|
|
Итак, правонарушения – это:
1. противоправные, виновные действия;
2. противоречащие нормам права деяния;
3. общественно опасные деяния;
4. нарушение общественных и личных интересов, общественного правопорядка и субъективных прав.
Правонарушения весьма разнообразны. Это разнообразие определяется различным содержанием общественных отношений, которые подвергаются посягательству со стороны правонарушителей, а также различным характером целей и мотивов поведения субъектов, спецификой жизненных ситуаций и др.
Виды правонарушений делят в зависимости от сферы общественной жизни, в которой они совершаются:
1. на правонарушения в сфере управленческой деятельности;
2. правонарушения в сфере экономики;
3. правонарушения в семейно-бытовой сфере.
В зависимости от опасности правонарушения для общества их делят на преступления и иные правонарушения (проступки).
Проступки отличаются от преступлений меньшей общественной опасностью. Они совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют различные объекты посягательства и правовые последствия. В этой связи они классифицируются на гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения.
Гражданские правонарушения (проступки) отличаются от других проступков объектом посягательства. Им являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
Административные проступки представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права посягательства на установленный порядок государственного управления, законные интересы граждан (например, нарушение правил финансовой отчетности, правил противопожарной безопасности и др.).
|
|
Состав правонарушения
1. Объект - та социальная ценность, на которую посягает правонарушение, причиняет ей вред или ставит в опасность причинения вреда
2. Субъект. Если речь идёт о физическом лице, то ему должны быть присущи по крайней мере два качества: вменяемость (способность отдавать отчёт в своих действиях и руководить ими) и определённый возраст.
3. Объективная сторона - внешняя характеристика содеянного
- действия либо бездействие
- вредные последствия (если они наступили)
- причинно-следственная связь
4. Субъективная сторона - вина (психическое отношение лица к своим действиям (бездействию) и их последствиям)
27. Правовые семьи понятие виды.
Правовая семья - совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности их различных признаков и черт.
Критерии классификации правовых систем.
1. Простой критерий - общность правовых традиций для всех группируемых между собой в одну семью правовых систем.
Правовые традиции - совокупность глубоко укоренившихся в сознании людей и исторически обусловленных их отношений к роли права в обществе, природе права и политической идеологии, а также к организации и функционированию правовой системы.
2. Сложные критерии.
В качестве сложного критерия предлагается такое явление, как "правовой стиль". Это подход Цвайгерта и Кётца. В понятие правового стиля они включали:
1) историческое происхождение и развитие правовой системы;
2) господствующая доктрина юридической мысли и ее специфика;
3) выделяющиеся своим своеобразием правовые институты;
4) правовые источники и методы их толкования;
5) идеологические факторы.
Рене Давид также отвергал идею одного единственного критерия. В основании своей классификации он использовал 2 критерия: юридической техники и общность идеологии. В том случае, если методы работы юристов разных стран, источники права и юридический словарь различных правовых систем идентичны друг другу, в целом или в основной своей части совпадают, то эти правовые системы относятся к одной и той же правовой семье. Однако, как считает Рене Давид, критерий юридической техники сам по себе ещё недостаточен для идентификации правовых систем и отнесения их к тем или иным правовым семьям. Для этого требуется ещё один критерий, заключающийся в опоре правовых систем, принадлежащих к одной и той же правовой семье, на одинаковые философские, политические и экономические принципы и направленных на создание сходных между собой типов общества.
На основании указанных критериев Р. Давид делит национальные правовые системы на группы - правовые семьи:
1) романо-германскую;
2) англосаксонскую;
3) социалистическую;
4) мусульманскую;
5) индусскую;
6) иудейскую;
7) дальневосточную;
8) стран Африки.
Для того чтобы критерии классификации правовых систем оказались состоятельными и в максимальной степени пригодными для выполнения соответствующих функций, они должны отвечать следующим требованиям:
а) в основе своей иметь постоянные, фундаментальные, а не временные и случайные факторы;
б) по возможности быть более определенными признаками-критериями;
в) иметь устоявшийся объективный характер;
г) в случаях, когда за основу классификации правовых систем берется не один, а несколько признаков-критериев, то один из них непременно должен быть основным, доминирующим;
д) при исследовании общих черт правовых систем-критериев их классификации должны учитывать не только объективные, но и субъективные факторы, оказывающие прямое воздействие на процесс их формирования.