1) Изменение предмета аффекта (познание причины).
2) Через сопереживание.
3) Через ассоциацию.
Описывая свою теорию, Спиноза описывает каждую особенность аффекта в виде отдельной теоремы со своими свойствами и выводами.
Теорема.1. Душа стремится пребывать в своем существовании в продолжение неопределенного времени и сознает это свое стремление.
Это стремление, когда оно относится к одной только душе, называется волей; когда же оно относится вместе и к душе и к телу, оно называется влечением.
Теорема.2. Все, что увеличивает или уменьшает способность нашего тела к действию, благоприятствует ей или ограничивает ее — увеличивает или уменьшает способность нашей души к мышлению, благоприятствует ей или ограничивает ее.
Душа может переходить то к большему совершенству, то к меньшему (удовольствия и неудовольствия). Удовольствие - пассивное состояние, через которое душа переходит к большему совершенству, неудовольствие - наоборот. Аффект удовольствия, относящийся вместе и к душе и к телу - приятность, веселость; такой же аффект неудовольствия — боль или меланхолия. Остальные аффекты берут свое начало от этих трех.
|
|
Теорема.3. Образ вещи прошедшей или будущей причиняет человеку такой же аффект удовольствия или неудовольствия, как и образ вещи настоящей.
Надежда, страх, уверенность, отчаяние, веселость и подавленность.
Теорема.4. Если предмет любви человека получил удовольствие или неудовольствие, тот и сам также будет чувствовать удовольствие или неудовольствие, и каждый из этих аффектов будет в любящем тем больше или меньше, чем больше или меньше он в любимом предмете.
Теорема.5. Если кто-либо причиняет любимому нами предмету удовольствие, мы будем чувствовать к нему любовь. И наоборот.