Предприятия могут иметь различную правовую (государственные, муниципальные, коллективные, акционерные, частные предприятия) и организационную (единичное предприятие, различные объединения предприятий) форму. Имущество государственного или муниципального предприятия находится в собственности Российской Федерации, входящей в ее состав республики, других субъектов Федерации или соответствующего муниципального образования; оно передается в хозяйственное ведение нанимаемому (назначаемому) собственником этого имущества руководителю предприятия. В дальнейшем предприятие осуществляет свою деятельность как самостоятельный экономический субъект, а государство и его органы, так же, как и муниципальные органы, не несут ответственности по обязательствам предприятия: они не обязаны платить его долги, неустойки при невыполнении договорных обязательств и т.п. Предприятие должно отвечать по всем его обязательствам своим имуществом. Таким образом, в своей хозяйственной и коммерческой деятельности государственные и муниципальные предприятия имеют довольно широкую свободу, хотя их руководители представляют интересы собственника (государства или муниципалитета) и проводят на предприятии его техническую, экономическую, финансовую и социальную политику. Предприятия и государство (муниципалитет) взаимодействуют как равноправные коммерческие партнеры.
Имущество коллективных предприятий принадлежит его участникам на правах общей долевой собственности. На такой основе действуют полные и смешанные товарищества, акционерные общества закрытого типа.
Имущество акционерных обществ открытого типа формируется за счет продажи акций, вкладов участников-акционеров, предпринимательской деятельности. Основную часть этого имущества составляет уставный капитал, размер которого равен общей номинальной стоимости оплаченных акций. Акция удостоверяет право собственности акционера на долю в уставном капитале общества и на получение определенной части прибыли.
Имущество частного (индивидуального или семейного) предприятия образуется из имущества гражданина (семьи), доходов, полученных в результате приобретения государственного или муниципального предприятия.
Коллективные, акционерные и частные предприятия полностью самостоятельны и независимы (в рамках действующего законодательства) в своей хозяйственной и коммерческой деятельности.
Содержание производственно-хозяйственной — уставной деятельности — предприятия фиксируется в его уставе, в котором определяется, прежде всего, концепция его работы (бизнеса). Она, в свою очередь, характеризует направление деятельности в долговременном периоде, на которое предприятие ориентируется с учетом рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ. Обычно она формируется при определении предприятием своего сегмента на рынке товаров и услуг, т.е. такой области существующих или возможных потребностей, которая еще не занята или недостаточно используется конкурентами. Со временем такая «ниша» может вырасти в новый рынок для массового производства, чему существует масса примеров в различных отраслях.
На основе концепции формулируются основные цели предприятия, которые конкретизируют направления его деятельности. Экономическое укрепление положения предприятия на рынке — это проникновение на новые рынки, сохранение или расширение существующих; обеспечение роста объемов продаж и доходов; инвестиционная политика; расширение действующего, создание нового производства, товаров и услуг, приобретение в собственность действующих предприятий и т.п.; обеспечение доступа предприятия к ресурсам; связи с поставщиками ресурсов и т.д.
Производственное укрепление — обеспечение необходимых объемов производства и реализации товаров (услуг); осуществление производственно-технической политики; повышение уровня качества продукции (услуг); повышение организационно-технического уровня производства; совершенствование управления и т.п.
Финансовое укрепление — обеспечение эффективного использования ресурсов, роста прибыли, повышения рентабельности деятельности предприятия; формирование ценовой политики предприятия; контроль издержек производства и обращения товаров (услуг); определение кредитной политики и т.п.
Социальное укрепление — улучшение условий труда и быта персонала предприятия; формирование кадровой политики; выбор форм и систем оплаты труда персонала; связи с общественными организациями и населением региона; размещение предприятия; создание новых рабочих мест; благотворительная деятельность.
Экологическое укрепление — рациональное использование природных ресурсов; сохранение и восстановление окружающей среды и т.п.
Для достижения поставленных задач предприятию требуются разнообразные ресурсы.
Как отмечалось ранее, основные и оборотные фонды составляют материальную (вещественную) основу уставного фонда предприятия, а они в свою очередь, вместе с денежными средствами, ценными бумагами, имущественными правами, составят имущество предприятия. Это собственные средства предприятия в отличие от привлеченных средств (кредитов, др. привлеченных средств, арендных средств), используемых в хозяйственной деятельности предприятия.
Совокупность собственных и привлеченных средств составляет хозяйственные средства предприятия, необходимые ему для производственной и коммерческой деятельности в соответствии с его миссией и целями. Взаимосвязь всех составляющих хозяйственных средств и ресурсов представлена на рисунке 2.1.
Рис. 2.1. Структура хозяйственных средств предприятия