Группы основных производственных фондов | ||
Наименование | Состав | Назначение и функции |
Здания | Гаражи, цеха, ремонтные мастерские, профилактории, административные и бытовые здания, автовокзалы | Создают условия для нормального хода производства: предохраняют подвижной состав и оборудование от атмосферных воздействий |
Сооружения | Открытые площадки для хранения автомобилей, погрузочно-разгрузочные устройства, эстакады, канавы для ремонта, топливо- заправочные колонки, навесы, заборы, водоемы, цистерны для воды и смазочных материалов, резервуары, водонапорные | Создают необходимые условия для производственного процесса, выполняют функции по техническому обслуживанию производства |
Передаточные устройства | Трансмиссии, транспортеры, наружные электросети, трубопроводы | Осуществляют передачу электрической, тепловой и механической энергии от машин-двигателей к рабочим машинам и т.д. |
Машины и оборудование: силовые машины и их оборудование | Электродвигатели, генераторы, трансформаторы, паровые турбины, двигатели внутреннего сгорания, передвижные электростанции, компрессоры | Являются источниками энергии или ее преобразователями |
Рабочие машины и их оборудование | Станки ремонтных цехов и прочее оборудование (прессы, молоты, горны, электросварочные аппараты, моечные машины), т.е. оборудование, предназначенное для механического, термического и химического воздействия на предмет труда. Автомобили технической помощи | Обеспечивают ремонтно-техническое обслуживание подвижного состава, изготовление и восстановление изношенных деталей для ремонтных нужд |
Измерительные и регулирующие приборы и устройства и лабораторное оборудование | Измерительные приборы и оборудование постов и станций диагностики, лабораторное оборудование и приборы, электроизмерительные приборы и устройства общего и специального назначения и т.п. | Предназначены для регулирования, контроля и измерения параметров автомобилей и оборудования |
Вычислительная техника | Машины электронные, цифровые, с программным управлением, общего назначения, специализированные и управляющие, аналоговые, перфорационные и клавишные, электромеханические и вычислительные | Обеспечивают автоматизацию управления и выполнение вычислительных и учетных работ |
Прочие машины и их оборудование | Оборудование АТС, пожарные машины, автомобили всех типов, используемые для хозяйственного обслуживания | Создают условия для процесса производства |
Транспортные средства | Автомобили, тягачи, прицепы и полуприцепы | Обеспечивают осуществление конечных целей автомобильного транспорта — перевозку грузов и пассажиров |
Инструмент | Электродрели, электровибраторы, рабочие зажимы, тиски, резцовые держалки и т.д. | Рабочий инструмент для выполнения работ по техническому обслуживанию производства |
Производственный инвентарь и принадлежности | Рабочие столы, верстаки, ограждения для машин, шкафы производственного назначения, стеллажи, инвентарная тара | Участвуют в производственном процессе, выполняют функции по его техническому обслуживанию |
Хозяйственный инвентарь | Конторский и хозяйственный инвентарь, мебель, переносные барьеры, диваны и т.д. | Являются материально -вещественными элементами организации труда |
Наряду с приведенной группировкой основных производственных фондов для анализа их структуры и оценки эффективности использования применяются и другие классификационные признаки, например, по формам собственности (частные, акционерные, государственные и т.п.), по отношению к основным, вспомогательным и обслуживающим процессам. По последнему признаку обычно основных производственных фондов подразделяют на две части: активную и пассивную.
К активной части обычно относятся рабочие машины, измерительные и регулирующие приборы, средства вычислительной техники, инструменты и приспособления, непосредственно осуществляющие основные (т.е. технологические) производственные процессы.
К пассивной части относятся все остальные составляющие основных производственных фондов.
«Удельный вес активной части основных производственных фондов характеризует прогрессивность их структуры, поскольку, чем он выше, тем, как правило, выше эффективность использования основных производственных фондов.
Планирование (расчет) производственной мощности ремонтной зоны предприятия
Производственная программа по техническому обслуживанию и текущему ремонту (ТО и ТР) служит основанием планирования потребностей мощности ремонтно-обслуживающего производства.
При планировании следует учитывать, что фонд рабочего времени поста зависит от режима работы зоны обслуживания и ремонта. Кроме того, принимается во внимание неравномерность поступления автомобилей.
Количество рабочих постов для ТО-1 и ТО-2:
nПОСТ ТО-1, ТО-2 = ТР / (ФП · φП · РПОС),
где ТР — общая трудоемкость работ;
ФП — фонд рабочего времени поста, чел./ч;
φП — коэффициент использования поста;
РПОС — количество одновременно занятых на посту рабочих. Количество рабочих постов для текущего ремонта:
nПОС ТР = ТТР LОБЩ / ФЦ 1000,
где ТТР — трудоемкость текущего ремонта на 1000 км пробега, чел. /ч.
Пропускная способность профилактория:
ПФ = nПОС tСУТ / tТАКТ ПОС,
где tСУТ — продолжительность работы профилактория в сутки, мин;
tTAKT ПОС— рабочий такт поста, мин.
Пропускная способность одного поста:
ПП = tСУТ / tТАКТ ПОС.
Продолжительность рабочего такта:
tТАКТ ПОС = ТО / РПОС,
где ТО — трудоемкость операций обслуживания, чел./мин.
Потребность подвижного состава в ТО и ТР зависит от многих причин и определяется Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.
Наиболее распространенным методом расчета производственной программы по ТО и ТР автомобилей и прицепов является цикловой.
При разномарочной структуре парка подвижного состава (2-3 и более) расчет ведется отдельно по каждой группе однотипных автомобилей.
Для определения количества ТО и ТР на один автомобиль за цикл необходимо предварительно определить следующие данные:
♦ цикловой пробег автомобиля, т.е. пробег нового автомобиля от начала эксплуатации до капитального ремонта (ресурсный пробег);
♦ периодичность ТО, т.е. пробеги между одноименными видами ТО.
Ресурс проведения ТО и ТР автомобилей корректируется с помощью коэффициентов в зависимости от следующих факторов:
♦ категории условий эксплуатации — к1;
♦ модификации подвижного состава и организации его работы — к2;
♦ природно-климатических условий — к3;
♦ пробега с начала эксплуатации — к4;
♦ размеров автотранспортного предприятия — к5.
Результирующий коэффициент корректирования нормативов получается перемножением соответствующих коэффициентов для:
♦ межремонтного пробега — к1 к2 к3;
♦ периодичности технического обслуживания — к1 к3;
♦ трудоемкости технического обслуживания — к2 к5;
♦ трудоемкости текущего ремонта — к1 к2 к3 к4 к5.