Рынок живет и развивается по своим особенным законам.
Первым является закон стоимости. Само понятие стоимость в быту понимают как цену товара, в статистическом плане - это произведение цены на количество определенного товара. Стоимость является основой количественных соотношений в эквивалентном обмене (этим эквивалентом в основном выступают деньги). Природа стоимости объясняется по разному разными экономическими школами: издержками производства, затратами рабочего времени, предельной полезностью, балансом предложения и спроса и другими факторами.
Существует несколько теорий стоимости:
- трудовая;
- субъективная;
- теория предельной полезности;
- теория издержек.
Следующий – закон спроса и предложения. Он являет собой объективный закон экономики, который устанавливает зависимость объемов предложения товаров и их спроса на рынке от цен на эти товары. При одинаковых прочих условиях, чем ниже цена на определенный товар, тем больше спрос на него и ниже предложение. В большинстве случаев величина цены устанавливается в равновесии между спросом и предложением. Этот закон был окончательно сформулирован Альфредом Маршаллом, в 1890 году. Отдельно можно сказать о законе спора - он состоит в следующем: объем (величина) спроса стает меньше по мере роста цены товара, и о законе предложения – его суть в том, что при неизменности прочих факторов, объем (величина) предложения растет по мере того, как увеличивается цена на товар. Есть несколько факторов, которые влияют на спрос:
- размер рынка;
- уровень общественных доходов;
- наличие заменителей (товаров-субститутов);
- мода и сезонность;
- инфляционные ожидания.
А вот факторы, которые влияют на предложение:
- уровень технологий;
- налоги и дотации;
- наличие дополняющих товаров (комплементов);
- наличие товаров заменителей;
- природные условия;
- доступность и объем ресурсов;
- размеры рынка;
- инфляционные и социально-политические ожидания.
Третий – закон конкуренции. Понятие конкуренция обозначает соперничество, борьба в любой области. В экономике – это соревнование субъектов рыночных отношений в достижении лучших условий и результатов коммерческой деятельности. Есть несколько видов конкуренции: совершенная, несовершенная, ценовая, недобросовестная, неценовая, монополистическая, конкуренция продавцов и покупателей, деловая, экологическая и банковская.
И последний – закон труда.