double arrow

ДИАГНОСТИКА

Помощь психолога в содействии саморазвития ребенка начинается с диагностики.

Ее цель – выявить основные трудности в обучении школьников.

Наиболее эффективными методами и психологической диагностики неуспеваемости школьников являются тестирование, анкетирование, анализ школьной документации, наблюдение.

Необходимо учитывать, что диагностика должна осуществляться в самом процессе обучения и проводиться систематически. Только в этом случае, возможно будет прослеживать положительные результаты работы с неуспевающими детьми.

Психолого-педагогическое изучение учащихся с трудностями в обучении целесообразно осуществлять по простой общей схеме: выявление трудностей в обучении, выявление причин, которые обусловливают эти трудности.

Диагностика Коррекция
Познавательная сфера: Особенности процессов внимания, памяти, мыслительной деятельности школьников с низкой успеваемостью. Диагностика развития мыслительных процессов анализа, синтеза, обобщения, классификация на экспериментальном и на учебном материале. Компенсация пониженной обучаемости с помощью формирования положительных личностных качеств (трудолюбия, усидчивости, настойчивости).
Особенности мотивационной и эмоционально-волевой сферы: Несформированность положительной мотивации к учебной деятельности как одна из причин низкой успеваемости. Мотивация достижения успеха, мотивация избегания наказания, широкие социальные мотивы, общение с одноклассниками как доминирующие мотивы учения у младших школьников с низкой успеваемостью. Виды отношения к учению (положительное, отрицательное, неопределенное). Отрицательное отношение к учению, импульсивность, низкий уровень развития произвольности, инфантилизм и трудности в обучении, с ними связанные. Пути формирования учебных интересов и положительного отношения к учебной работе. Создание ситуации успеха, переживание радости познания, активизация учащихся на уроках, доброжелательное отношение учителя, ликвидация пробелов в знаниях - необходимые условия развития учебных интересов у учащихся.
Аффективно-потребностная сфера: Формы проявления отрицательных аффективных переживаний: повышенная обидчивость, упрямство, агрессивность, конфликтность, драчливость. Аффективное поведение как неадекватная реакция ученика на неуспех в учении. Расхождение между завышенным уровнем притязания и реальными способностями ученика как психологический механизм возникновения отрицательных аффективных переживаний. Решающая роль колебательного характера завышенной самооценки. "Смысловой барьер" как одна из форм проявления отрицательных аффективных переживаний. Его возникновение вследствие разного отношения школьника и взрослого к одному и тому же поступку или поведению. Снижение уровня самооценки как основной путь устранения отрицательных аффективных переживаний у школьников. Изменение приемов воздействия и установление первичного контакта с учащимся как способ преодоления "смыслового барьера".

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: