Вопрос. Проверка и оценка учащихся. Проблемы в оценивании знаний учащихся. Компетентностный подход

Результаты контроля учебно-позновательной деятельности учащихся выражаются в её оценке. Оценка- это определение степени освоенности знаний, умений и навыков.
Количественным выражением оценки является отметка.
Отметка- это условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах и баллах.
о настоящего времени не только в педагогической практике, но и в дидактической и методической литературе термины «оценка» и «отметка» иногда понимаются как синонимы. Так, часто, когда имеют в виду отметка, говорят «оценка».Между тем «оценка» и «отметка»- понятия хоть и близкие, но далеко не идентичные. Оцениваться результаты обучения могут не только отметкой, но и другими средствами. Например, это может быть словесное одобрение и неодобрение, вынесение благодарности, награждение грамотами и медалями и т.д.
Большое значение имеет объективная оценка, единый подход к определению качества знаний. Проблема эта не простая, особенно если учесть, что оценка знаний – тонкий и острый инструмент воздействия на учащегося. Высокая оценка знаний может и воодушевлять обучающегося к учению, но может и расхолаживать его в работе. Ещё сильнее воздействует неудовлетворительная оценка: она может и побуждать к усилению учебной работы, и убивать охоту к учению. Вот почему в последние годы в печати возникают острые дискуссии, которые облекаются то в форму борьбы с так называемой процентоманией, т. е. завышением отметок, то принимают форму предложений о переводе из класса в класс независимо от качества знаний. В этой связи определённый интерес представляет та эволюция, которую прошла в нашей стране проблема оценки знаний.
Балльная система оценки знаний учащихся существовала в России ещё до революции 1917 г. Оценка знаний осуществлялась по шестибалльной системе с баллами от нуля до пяти. Затем нулевая оценка была упразднена, система оценивания превратилась в пятибалльную.
В сентябре 1935 г. Вводятся пять словесных оценок: отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо, очень плохо, поторые просуществовали до конца 1943 г. В январе 1944 г. Было принято решение заменить применявшиеся словесные оценки на цифровую пятибалльную систему оценки успеваемости и поведения учащихся. Сложившаяся система оценивания результатов учебной деятельности в виде баллов, несмотря на недостатки, до сих пор не нашла себе достойной замены, хотя некоторые педагоги, учёные выступают против существующей системы оценки. Их главные аргументы:
- обученность фактически оценивается трёхбалльной шкалой (т.к. отметки «1» и «2» фиксируют незнание)
недостоверность оценки обученности.
-трёхбалльная шкала недостаточна, чтоб оценить знания учащихся.
Учёными предлагаются новые оценочные шкалы: десятибалльные, двенадцатибалльные, стобалльные.

Ошибки оценивания.
К основным типичным субъективным ошибкам оценивания в школе и вузе относятся:
- великодушие, снисходительность. Проявляется в завышении отметок. Крайней формой великодушия в оценках обучаемых явилась процентомания, искореняемая теперь в школах;
- перенос симпатий или антипатий с ученика на оценку;
- оценка по настроению;
-отсутствие твёрдых критериев.
- центральная тенденция(проявляется в стремлении избежать крайних отметок.)
-неустойчивость системы (преподаватель то долго не спрашивает, то опрашивает весь урок)
-близость оценки той которая была выставлена ранее.
-ошибки ореола (проявляются в тенденции преподавателя оценивать только положительно или отрицательно либо положительно либо отрицательно)
- перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету.
- завышение и занижение отметок и др.
Однако за каждым намеренным завышением или занижением оценки может стоять разный смысл. Например, выставление положительной оценки слабому ученику может восприниматься как формой психологической поддержки его в учебных продвижениях. Поэтому не все субъективные оценочные суждения следует рассматривать как ошибки.

Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний» (а на самом деле суммы сведений) предполагает освоение учащимися умений, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения). Это направление возникло из простых вопросов о том, какими результатами школьного образования школьник может воспользоваться вне школы. Ключевая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения «отдалённого эффекта» школьного образования всё, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть мёртвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.

Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: