Теоретически обосновал и развил классно-урочную систему Ян Амос Коменский. Сегодня классно-урочная система принята во всём мире и её характеристики практически полностью совпадают с идеями Коменского.
Данную систему характеризуют следующие особенности:
1. постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности;
2. каждый класс работает в соответствии со своим учебным планом;
3. учебный процесс осуществляется в виде отдельных уроков;
4. каждый урок посвящается лишь одному учебному предмету;
5. наличие постоянного расписания;
6. педагогическое управление и руководящая роль учителя;
7. применение различных форм, видов организации познавательной деятельности учеников.
Преимущества данной системы:
1. строго организованная форма и структура;
2. есть возможность для коллективной деятельности;
3. усвоение материала происходит малыми дозами, чередуются различные виды деятельности, есть возможность корректировать и контролировать ЗУНы;
|
|
4. есть условия для организации процесса воспитания. Ключевым компонентом классно-урочной системы является урок
5. это законченный в смысловом, временном, организационном отношении этап учебного процесса.
Урок — единица, основная форма образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, планом и учебной программой. В уроке как дидактической конструкции представлены все компоненты учебного процесса: цель, задачи, содержание, методы и средства. В современной дидактике существуют различные подходы к классификации уроков в зависимости от того, какие признаки берутся за основу.
Структура урока:
1. подготовка к усвоению новых знаний, умений;
2. усвоение новых ЗУНов; (ЗУН- это Знание - Умение – Навык)
3. закрепление и систематизация новых ЗУНов; ((ЗУН- это Знание - Умение – Навык)
4. применение их на практике;
Классификация уроков:
1. Уроки изучения новых знаний;
2. уроки формирования новых знаний;
3. уроки обобщения и систематизации изученного;
4. уроки контроля и коррекции ЗУНов
5. комбинированные уроки.
Рассмотрим структуру урока усвоения новых знаний:
1. проверка домашнего задания, актуализация прежних знаний;
2. сообщение темы, целей, задач урока и мотивация учебной деятельности учеников;
3. восприятие и первичное осознание того нового материала, который дается, осмысление связей в объектах изучения;
4. обобщение и систематизация знаний;
5. подведение итогов, сообщение домашнего задания. Каждый урок играет триединую задачу: образовательную; развивающую; воспитательную.
Общие требовании к уроку:
|
|
1. Использование новейших достижений науки, педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебного процесса;
2. реализация на уроке в оптимальных соотношениях всех дидактических принципов и правил;
3. обеспечить условия для продуктивной деятельности детей;
4. устанавливать с учениками межпредметные связи;
5. опираться на достигнутый уровень развития учеников, на усвоение ЗУНов;
6. логичность и эмоциональность всех этапов урока;
7. эффективное использование педагогических средств;
8. формирование умения учиться;
9. тщательная подготовка к уроку.
В подготовке учителя к уроку выделяют 3 этапа:
1. Диагностика возможностей учеников, мотивов их деятельности и поведения, запросов, интересов, способностей;
2. прогнозирование — оценка различных вариантов проведения урока и выбор оптимального из них;
3. проектирование — создание программы управления познавательной деятельностью учеников.