Вопрос. Классно-урочная система обучения. Урок как основная форма обучения

Теоретически обосновал и развил классно-урочную систему Ян Амос Коменский. Сегодня классно-урочная система принята во всём мире и её характеристики практически полностью совпадают с идеями Коменского.

Данную систему характеризуют следующие особенности:

1. постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности;

2. каждый класс работает в соответствии со своим учебным планом;

3. учебный процесс осуществляется в виде отдельных уроков;

4. каждый урок посвящается лишь одному учебному предмету;

5. наличие постоянного расписания;

6. педагогическое управление и руководящая роль учителя;

7. применение различных форм, видов организации познавательной деятельности учеников.

Преимущества данной системы:

1. строго организованная форма и структура;

2. есть возможность для коллективной деятельности;

3. усвоение материала происходит малыми дозами, чередуются различные виды деятельности, есть возможность корректировать и контролировать ЗУНы;

4. есть условия для организации процесса воспитания. Ключевым компонентом классно-урочной системы является урок

5. это законченный в смысловом, временном, организационном отношении этап учебного процесса.

Урок — единица, основная форма образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, планом и учебной программой. В уроке как дидактической конструкции представлены все компоненты учебного процесса: цель, задачи, содержание, методы и средства. В современной дидактике существуют различные подходы к классификации уроков в зависимости от того, какие признаки берутся за основу.

Структура урока:

1. подготовка к усвоению новых знаний, умений;

2. усвоение новых ЗУНов; (ЗУН- это Знание - Умение – Навык)

3. закрепление и систематизация новых ЗУНов; ((ЗУН- это Знание - Умение – Навык)

4. применение их на практике;

Классификация уроков:

1. Уроки изучения новых знаний;

2. уроки формирования новых знаний;

3. уроки обобщения и систематизации изученного;

4. уроки контроля и коррекции ЗУНов

5. комбинированные уроки.

Рассмотрим структуру урока усвоения новых знаний:

1. проверка домашнего задания, актуализация прежних знаний;

2. сообщение темы, целей, задач урока и мотивация учебной деятельности учеников;

3. восприятие и первичное осознание того нового материала, который дается, осмысление связей в объектах изучения;

4. обобщение и систематизация знаний;

5. подведение итогов, сообщение домашнего задания. Каждый урок играет триединую задачу: образовательную; развивающую; воспитательную.

Общие требовании к уроку:

1. Использование новейших достижений науки, педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебного процесса;

2. реализация на уроке в оптимальных соотношениях всех дидактических принципов и правил;

3. обеспечить условия для продуктивной деятельности детей;

4. устанавливать с учениками межпредметные связи;

5. опираться на достигнутый уровень развития учеников, на усвоение ЗУНов;

6. логичность и эмоциональность всех этапов урока;

7. эффективное использование педагогических средств;

8. формирование умения учиться;

9. тщательная подготовка к уроку.

В подготовке учителя к уроку выделяют 3 этапа:

1. Диагностика возможностей учеников, мотивов их деятельности и поведения, запросов, интересов, способностей;

2. прогнозирование — оценка различных вариантов проведения урока и выбор оптимального из них;

3. проектирование — создание программы управления познавательной деятельностью учеников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: