Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.
Признаки правового государства:
§ 1.главенство права и закона во всех сферах жизни общества;
§ 2.равенство всех перед законом;
§ 3.разделение властей на три ветви;
§ 4.реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.
§ 5.признание прав и свобод человека высшей ценностью;
6. взаимная ответственность личности и государства; что не только гражданин отвечает за совершённые правонарушения, но и государство, государственные органы и должностные лица несут юридическую ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина
§
§ 7.политический и идеологический плюрализм;
§ 8.стабильность законности и правопорядка в обществе.
Базовыми принципами функционирования правового государства являются:
§ господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;
§ признание и гарантирование прав и свобод человека (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права лаются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;
§ взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;
§ разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;
§ разграничение полномочий между органами власти различных уровней;
§ контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.
Признаки:
1) Верховенство права. В правовом государстве праву подчиняются не только граждане и организации, но и само государство, деятельность государственных органов основывается на нормах права.
2) Верховенство закона. Законы, (правовые акты, принимаемые в установленном порядке законодательным органом или непосредственно народом), регулируют наиболее важные общественные отношения, обладают наибольшей юридической силой в системе права, другие нормативные правовые акты являются подзаконными и не могут противоречить закону.
3) Разделение властей - законодательной, исполнительной и судебной.
4) Широкие права и свободы человека, причём не просто провозглашённые, но и гарантированные, реально обеспеченные. Правовое государство устанавливает равноправие граждан, равенство всех перед законом и судом.
5) Взаимная ответственность гражданина и государства предполагает, что не только гражданин отвечает за совершённые правонарушения, но и государство, государственные органы и должностные лица несут юридическую ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина
26. Правовое государство и гражданское общество.
Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.
БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ
§ господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;
§ признание и гарантирование прав и свобод человека (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права лаются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;
§ взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;
§ разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;
§ разграничение полномочий между органами власти различных уровней;
§ контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.
Его особенности:
1) Государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а объединение всех без исключения граждан. Государство призвано выражать их общие интересы.
2) Государство и только оно располагает аппаратом принуждения.
3) Государство творит право, обязательное для него самого и всех других политических институтов.
4) Государство имеет возможность воздействовать на другие элементы политической системы.
5) В государстве рождается бюрократия, т. е. появляется особая социальная группа с особыми интересами, отличными от общественных интересов. Бюрократия имеет возможность реализовать бюрократический интерес непосредственно, злоупотребляя своими должностными полномочиями.
Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения.
Признаки гражданского общества:
1) это система общественных отношений, прямо не связанных с осуществлением политической власти;
2) это отношения между юридически равными индивидами;
3) эти отношения основаны на свободе индивидов, которые сами определяют, где, когда и с какой целью они вступают в подобные отношения;
4) эти отношения движутся частными потребностями и интересами индивидов;
5) государство по возможности не вмешивается в эти отношения, хотя вправе в общих интересах устанавливать и охранять общеобязательные нормы в этой сфере;
6) эти отношения регулируются нормами частного права.
27. Предпосылки формирования правового государства в Российской Федерации.
В Конституции Российской Федерации Россия провозглашается правовым государством, для которого характерны политический плюрализм (это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти), разделение властей, признание высшей ценностью человека, его прав и свобод.
Вместе с тем следует признать, что такое провозглашение констатирует не реально сложившиеся отношения, а лишь стремление к созданию правового государства.
Сложившиеся экономические и социальные условия в нашей стране, рост цен и инфляции, усиление бюрократизма и коррупции в управленческом аппарате в значительной мере затрудняют и замедляют этот процесс.
Успешное решение формирования правового государства невозможно без создания реальных условий для данного процесса.
К таким условиям относятся:
1.достижение высокого уровня политического и правового сознания людей;
2.создание единого, внутренне не противоречивого законодательства;
3.ограничение вмешательства в сферу экономики;
4.разработка продуманной национальной политики и эффективных средств ее реализации.
Предпосылками создания правового государства в нашей стране являются:
- выработка у широких слоев населения навыков и потребности для сознательного участия их в управлении государством;
- утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни - общества и государства;
- развитие системы самоуправления;
- установление прочного правопорядка, законности и конституционности;
- утверждение принципов реальной демократии в сфере экономики, культуры, науки и т.д.
Широкие слои населения (в советское время - широкие народные массы; варианты: самые широкие слои населения, большинство простых людей) - предполагаемое большинство населения, не имеющее возможности содержательно высказаться ни по какому вопросу и не сопротивляющееся злоупотреблению ссылками на его предполагаемые интересы или мнение.
28. Права и свободы человека и гражданина: понятие и классификация.
Конституционными (основными) правами и свободами человека и гражданина являются неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях — в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие основу правового статуса личности.