Программно-методологические вопросы организации статистического наблюдения в правовой статистике

Статистическое наблюдение в правовой статистике – начальный этап статистического изучения любого правового или юридически значимого явления, и его конечные результаты непосредсвенно зависят от его правильной научной организации.

К программно-методологическим вопросам организации статистического наблюдения в правовой статистике относятся:

− определение цели и задач наблюдения;

− установление объекта и единицы наблюдения;

− составление программы наблюдения;

− выбор вида и способа наблюдения.

1. Цели статистического наблюдения в правовой статистике могут быть самыми разными. Они вытекают из реальных социально-правовых потребностей, например, при изучении преступности целью может быть поставлено отслеживание уровня учтенной преступности. На уровне республик, городов и т.д. могут возникнуть свои специфические потребности в исследовании тех или иных правовых явлений, сведения о которых (например, более детальные сведения о преступности или судимости) собираются помимо общегосударственных форм учета и отчетности.

Главной целью любого статистического наблюдения является получение достоверной информации об изучаемых явлениях и процессах с целью выявления закономерностей и тенденций их развития. Основной практической целью статистического наблюдения в сфере правоохранительных органов является регистрация и учет каждого выявленного преступления и лиц, его совершивших, в соответствующих документах первичного учета. Для получения полных и необходимых для анализа данных цель наблюдения должна быть

сформулирована ясно и четко. В зависимости от цели ставятся конкретные задачи, которые должны быть решены в ходе статистического наблюдения.

Задачи статистического наблюдения вытекают из задач статистического исследования (в зависимости от реальных социально-правовых потребностей правоохранительных органов или государства) и могут быть самыми разными. При определении цели и задач статистического наблюдения необходимо также учитывать практические возможности тех организаций, на которые возлагается статистическое наблюдение правовых или юридически значимых явлений.

2. В зависимости от цели статистического наблюдения выбирается объект наблюдения. Объект статистического наблюдения в правовой статистике– совокупность социально-правовых явлений и процессов, фактов или событий, которые подлежат наблюдению. Если, например, целью исследования поставлено отслеживание уровня учтенной преступности, то в качестве объекта наблюдения могут выступать лица, совершившие преступление.

Определение объекта статистического наблюдения в правовой статистике связано с определением границ. Следует четко установить пространственные (территория наблюдения: район, город и т.д.), временные (период наблюдения: месяц, год и т.д.) и количественные пределы объекта наблюдения; указать существенные признаки объекта наблюдения, отличающие его от других объектов (например, при изучении преступности учету подлежат только лица, совершившие именно преступление, а не административные или иные правонарушения).

Конкретными объектами уголовно-правовой статистики являются: преступление, лицо, совершившее преступление, и наказание, т.е. мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.

Конкретными объектами гражданско-правовой статистики являются: спор о гражданском праве (гражданское дело), стороны в гражданском процессе (истец и ответчик), судебное решение.

Объектами административно-правовой статистики являются: административные правонарушения (проступки), лица, совершившие административные правонарушения, меры административной ответственности (административные взыскания).

Любой объект статистического наблюдения состоит из отдельных элементов, поэтому, определяя объект наблюдения, необходимо решить вопрос о единице наблюдения.

Единица наблюдения в правовой статистике – первичный элемент объекта статистического наблюдения (изучаемой совокупности), являющийся носителем юридически значимых признаков,

регистрируемых при наблюдении. В правовой статистике единицами наблюдения могут выступать преступление, лицо, совершившее преступление, гражданское дело, истец и т.д.

Единицу наблюдения не следует отождествлять с отчетной единицей.

Отчетная единица – это источник, откуда поступает первичная статистическая информация. Применительно к уголовно-правовой статистике такими источниками выступают отделения милиции, районная (городская) прокуратура, районный суд, учреждения исполнения наказаний и т.д.

Единица измерения показывает, в каких величинах учитываются изучаемые правовой статистикой социально-правовые явления. В статистической отчетности органов уголовной юстиции для измерения

преступности используются три единицы: уголовное дело (следственное или судебное производство), преступление (по видам), субъект преступления (по лицам: подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный, заключенный). Следует учитывать, что субъекты преступлений могут быть несопоставимы на разных стадиях уголовного правосудия: не каждый подозреваемый становится обвиняемым, не каждый обвиняемый становится подсудимым и т.д.

Важное требование статистического наблюдения в правовой

статистике – сопоставимость единиц измерения. Важно разграничивать преступность, измеренную в уголовных делах, преступлениях и лицах. Число зарегистрированных преступлений, как правило, превышает число лиц, совершивших преступления, так как в процессе следственной и оперативной деятельности выявляется лишь часть лиц, совершивших преступления, а статистика зарегистрированных преступлений включает и те, по которым лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемых, оказались неустановленными. В одном уголовном деле могут быть объединены несколько преступлений, одно преступление может быть совершено группой лиц, а одно и то же лицо может совершить несколько преступлений.

3. Программа статистического наблюдения разрабатывается исходя из содержания объекта, цели и задач статистического наблюдения. Программа статистического наблюдения составляется при организации любого статистико-правового исследования.

Программа статистического наблюдения − перечень признаков, подлежащих регистрации в процессе проведения наблюдения. Другими словами, программа – это перечень четко сформулированных вопросов, на которые должны быть получены достоверные ответы по каждой единице наблюдения. Содержание программы зависит от целей и специфики объекта исследования. Например, при изучении

личности преступника программа наблюдения должна содержать вопросы о социально-демографических данных преступников. Правильно составленная программа наблюдения и обеспечение достоверности данных – залог успешно проведенного статистического исследования.

В программу наблюдения нежелательно включать лишние вопросы (ответы на которые не требуются для решения задач конкретного исследования), двусмысленные вопросы или вопросы, которые могут вызвать недоверие у обследуемых субъектов (например, вопросы о социально-демографических данных при анонимном опросе о судимости могут насторожить респондента). Вопросы должны быть точными и отражать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление.

Основной инструмент наблюдения – статистический формуляр (бланк, анкета, переписной лист и т.д.), в котором отражаются вопросы программы статистического наблюдения и ответы на них. Выделяют два вида формуляров: индивидуальный (карточный) и списочный.

Индивидуальный формуляр предназначен для регистрации признаков одной единицы наблюдения. Примером индивидуального формуляра может служить статистическая карточка первичного учета на выявленное преступление (по форме № 1), заполняемая прокурором, следователем или дознавателем сразу после возбуждения уголовного дела.

В списочном формуляре регистрируются данные нескольких единиц наблюдения, как например, в списке судебных дел, назначенных к слушанию, где в каждой строке указывается отдельное дело. К списочным формулярам можно отнести журнал учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления, в который органами внутренних дел заносятся данные статистических карточек первичного учета.

Статистический формуляр должен быть удобным для заполнения, чтения, шифровки и, в настоящее время, для машинной обработки. К статистическим формулярам составляется подробная инструкция, в которой объясняются цели и задачи наблюдения и даются разъяснения по заполнению формуляра. Статистический

формуляр и инструкция по его заполнению составляют инструментарий статистического наблюдения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: