Обеспечением по внутридневным кредитам, кредитам овернайт и ломбардным кредитам служит залог (блокировка) ценных бумаг

В Перечень ценных бумаг, принимаемых в обеспечение по кредитам Банка России, обеспеченным залогом (блокировкой) ценных бумаг включаются выпуски ценных бумаг, отвечающие следующим требованиям:

1) выпуск включен в Ломбардный список Банка России;

2) по выпуску установлен поправочный коэффициент Банка России, применяемый для расчета стоимости ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России;

3) выпуск допущен к обращению на ЗАО ММВБ в Секторе для расчетов по федеральным государственным ценным бумагам;

До погашения выпуска осталось не менее 7 рабочих дней.

В настоящее время Ломбардный список Банка России включает в себя следующие виды ценных бумаг:

1) Государственные облигации Российской Федерации и Банка России;

2) Облигации субъектов РФ;

3) Облигации ипотечных агентств;

4) Облигации юридических лиц - резидентов Российской Федерации;

5) Облигации международных финансовых организаций;

Долговые эмиссионные ценные бумаги, выпущенные юридическими лицами-нерезидентами Российской Федерации за пределами Российской Федерации.

В целях снижения рисков, связанных с возможным обесценением ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов, Банком России устанавливается поправочный коэффициент. Размер поправочного коэффициента публикуется в «Вестнике Банка России». Величина поправочного коэффициента зависит от степени ликвидности ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов.

Обеспечение ломбардного кредита или кредита овернайт считается достаточным если в день выдачи кредита рыночная стоимость ценных бумаг всех выпусков, входящих в залоговый портфель, с учетом поправочных коэффициентов Банка России, равна либо превышает сумму испрашиваемого кредита и процентов за предполагаемый период пользования кредитом Банка России.

Требования к кредитным организациям - контрагентам Банка России:

1. КО отнесена к категории «Финансово стабильные кредитные организации» (в соответствии с Указанием Банка России от 31.03.2000 №766_У (с изменениями и дополнениями));

2. КО не имеет недовзноса в обязательные резервы, неуплаченных штрафов, непредставленного расчета размера обязательных резервов;

3. КО не имеет просроченных денежных обязательств перед Банком России;

КО предоставила на основании договора корреспондентского счета (договоров корреспондентского субсчета) Банку России право на списание денежных средств с ее корреспондентского счета и корреспондентских субсчетов, открытых в Банке России (уполномоченных РНКО), в объеме требований Банка России по договорам на предоставление кредита Банка России на основании инкассовых поручений Банка России без распоряжения банка - владельца счета.

КО предоставила на основании договора банковского счета, заключенного с РНКО, Банку России право получать информацию об операциях по счету в уполномоченной РНКО (для получения ломбардных кредитов на корреспондентский счет, открытый в уполномоченной РНКО).

Предоставление Банком России внутридневных кредитов, кредитов овернайт или ломбардных кредитов на корреспондентский счет кредитной организации в расчетной сети Банка России осуществляется на основании Генерального кредитного договора.

Получение в Банке России ломбардных кредитов на корреспондентский счет кредитной организации, открытый в уполномоченной РНКО,осуществляется на основании Договора на предоставление кредитов Банка России, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг, по сделкам, совершаемым на ММВБ с использованием Системы электронных торгов ЗАО ММВБ по форме, установленной письмом Банка России от 25.08.2006 №113_Т.

Заключение Генерального кредитного договора, а также Договора на предоставление кредитов от имени Банка России осуществляется территориальным учреждением Банка России по месту ведения корреспондентского счета кредитной организации.

Кредитование под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительства кредитных организаций осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 14 июля 2005 года №273_П. Банк России предоставляет кредитным организациям возможность получения кредита под залог векселей (прав требования по кредитным договорам) или под поручительства кредитных организаций на срок до 180 календарных дней, при этом допускается его досрочное погашение. Потенциальному банку-заемщику необходимо передать соответствующие документы для рассмотрения Банком России вопроса о заключении договора, предоставление бухгалтерской отчетности организаций не требуется. Срок рассмотрения заявки составляет до 8 дней. В целях снижения риска введены поправочные коэффициенты для корректировки стоимости принимаемого в обеспечение имущества (0,5 для имущества I категории качества; 0,3 - для имущества II категории качества). Перечень организаций, чьи обязательства принимаются в обеспечение по кредитам, формируется на основе данных, публикуемых несколькими международными рейтинговыми агентствами, и утверждается Советом директоров Банка России.

Банк - потенциальный заемщик должен отвечать тем же требованиям, что и банк-заемщик, получающий внутридневные кредиты, кредиты овернайт или ломбардные кредиты под залог (блокировку) ценных бумаг, а так же по ранее полученным кредитам под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительства кредитных организаций в течение последних 6 месяцев не допускал:

- случаев невыполнения обязательств по своевременному информированию Банка России о состоянии и стоимости предоставленного в залог имущества;

- случаев сообщения в целях получения кредита недостоверной информации, а также противодействия проверке ее достоверности.

Кредит Банка России признается обеспеченным, если выполняется одно из следующих условий:

1. Имущество, обеспечивающее исполнение обязательств банка-заемщика по кредиту Банка России (векселя и права требования по кредитным договорам), в зависимости от его вида соответствует предъявляемым критериям, и его стоимость, выраженная в национальной валюте и скорректированная на соответствующие поправочные коэффициенты, равна предполагаемой или оставшейся к погашению сумме обязательств банка - потенциального заемщика (банка-заемщика) по кредиту Банка России или превышает указанную сумму.

2. Банк-поручитель (банки-поручители) по кредиту Банка России соответствует (соответствуют) предъявляемым к нему (ним) требованиям, и сумма поручительства банка-поручителя (общая сумма поручительств банков-поручителей) равна сумме требований Банка России по договору на предоставление кредита Банка России или превышает указанную сумму.

Вексель либо право требования по кредитному договору, передаваемые банком-заемщиком в обеспечение по кредиту Банка России, должны соответствовать установленным Банком России требованиям:

Кредит, обеспеченный залогом векселей, правом требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций предоставляется Банком России после заключения соответствующего кредитного договора с кредитной организацией. Заключение договора от имени Банка России осуществляется территориальным учреждением Банка России по месту нахождения корреспондентского счета (корреспондентского субсчета) кредитной организации, на который она предполагает получить кредит.

Предоставление кредитов Банка России, обеспеченных нерыночными активами, осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 №312_П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами». До создания единого механизма рефинансирования (кредитования) под обеспечение рыночными и нерыночными активами данный механизм будет действовать наряду с механизмами кредитования, предусмотренными Положением Банка России от 04.08.2003 №236_П и Положением Банка России от 14.07.2005 №273_П.

Положение Банка России от 12.11.2007 №312_П предусматривает возможность получения кредитными организациями трех видов кредитов:

1) внутридневные кредиты. Плата за право пользования банками внутридневными кредитами Банка России установлена в размере, равном нулю.

2) кредиты овернайт. Кредиты овернайт предоставляются на один рабочий день по ставке овернайт Банка России;

3) иные кредиты (по фиксированной процентной ставке и на аукционной основе).

Внутридневные кредиты и кредиты овернайт по своей сути, за исключением используемого обеспечения, идентичны внутридневным кредитам и кредитам овернайт, предоставляемым в соответствии с Положением Банка России от 04.08.2003 №236_П.

На первом этапе применения Положения Банка России от 12.11.2007 №312_П кредитные аукционы в соответствии с данным Положением проводиться не будут. Предоставление кредитов по фиксированной процентной ставке предусмотрено в день обращения кредитной организации в Банк России (территориальное учреждение Банка России по месту нахождения кредитующегося счета) с заявлением на получением кредита Банка России по фиксированной процентной ставке, составленного по форме приложения 6 к Положению Банка России от 12.11.2007 №312_П.

В настоящее время срок кредитов по фиксированной процентной ставке - не более 30 календарных дней; процентная ставка - 9,25% годовых.

На первом этапе применения Положения Банка России от 12.11.2007 №312_П кредиты будут предоставляться только на корреспондентские счета кредитных организаций, открытые в подразделениях территориальных учреждениях Банка России, которым предоставлено право осуществления таких операций, а также в Московском ГТУ Банка России.

Для получения доступа к проведению с Банком России кредитных операций в соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 №312_П кредитная организация должна:

1) Заключить с Банком России генеральный кредитный договор на предоставление кредитов Банка России, обеспеченных активами по форме приложения 1 к Положению Банка России от 12.11.2007 №312_П (далее - генеральный кредитный договор). Для заключения генерального кредитного договора кредитная организация должна обратиться с ходатайством в территориальное учреждение по месту нахождения ее корреспондентского счета.

2) Обеспечить наличие в договорах корреспондентского счета (корреспондентских счетов), заключенных с Банком России, права Банка России на безакцептное списание денежных средств в целях удовлетворения требований Банка России по кредитным операциям, совершенным в соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 №312_П.

Кредитная организация-заемщик должна отвечать стандартным критериям для кредитных организаций - контрагентов Банка России, перечисленным ранее.

Погашение кредитов Банка России (кроме внутридневных кредитов) осуществляется путем предъявления Банком России инкассовых поручений к кредитующимся счетам банков.

В генеральном кредитном договоре по каждому кредитующемуся счету устанавливается лимит кредитования. Лимит кредитования представляет собой максимально возможную единовременную задолженность банка перед Банком России по внутридневным кредитам и кредитам по фиксированной процентной ставке (в части суммы основного долга). Величина лимита кредитования определяется Банком России с учетом предложений банка, указанных в ходатайстве на заключение генерального кредитного договора. В дальнейшем установленная величина лимита кредитования может быть изменена по ходатайству банка или по инициативе Банком России.

Обеспечением кредитов Банка России, предоставляемых в соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 №312_П, являются «нерыночные активы» - векселя и кредитные требования, отвечающие установленным Банком России требованиям.

Процедура принятия Банком России активов в целях обеспечения возможности получения кредитными организациями кредитов Банка России, обеспеченных указанными активами, предусмотрена пунктом 3 приложения 3 к Положению Банка России от 12.11.2007 №312_П. Активы предоставляются кредитной организацией в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения кредитующегося счета (в настоящее время - корреспондентского счета), на который банк предполагает получать кредиты Банка России, обеспеченные соответствующими активами. Банк вправе в любой рабочий день обратиться в территориальное учреждение Банка России, в которое банк ранее представил активы в целях получения кредитов Банка России в соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 №312_П, с просьбой о возврате указанных активов. Возврат активов осуществляется Банком России в случае, если указанные активы не являются обеспечением под уже предоставленные кредиты Банка России.

Управление системой рефинансирования Банка России, как и в большинстве центральных банков развитых стран, базируется на концепции минимизации рисков, возникающих при проведении операций денежно-кредитного регулирования.

6 Основные правовые методы контроля Банка России за деятельностью кредитных организаций.

Банковская система России – важная сфера национальной экономики, где в последние годы происходят радикальные изменения. Меняются приоритеты развития системы, пересматриваются качественные ориентиры, придается большое значение развитию мелких и средних банков, а также формированию региональных банковских подсистем.

Августовский кризис 1998 г. обнажил недостатки сложившейся системы контроля за деятельностью кредитных организаций. Наглядное свидетельство недостаточной эффективности существующей системы контроля за деятельностью кредитных организаций – динамика уменьшения количества действующих кредитных организаций и их филиалов.

Стала очевидной необходимость создания действительно эффективной системы банковского регулирования и надзора.

С точки зрения системного подхода банковский контроль и аудит являются частью системы финансового контроля за деятельностью кредитных организаций.

В странах с развитой рыночной экономикой система финансового контроля включает следующие элементы:

- государственные органы и специально уполномоченные организации, осуществляющие государственный финансовый контроль;

- негосударственные организации, осуществляющие независимый финансовый контроль на коммерческой основе;

- службы внутреннего контроля организаций, осуществляющие финансовый контроль максимизации прибыли и защиты интересов собственников.

В сфере банковской деятельности такими элементами являются:

- центральный банк или иной специально созданный орган;

- аудиторские фирмы;

- службы внутреннего контроля кредитных организаций.

Согласно теории управления контроль – одна из функций управления и необходимое условие осуществления функции регулирования. Применительно к характеристике банковского надзора и аудита как элементов системы регулирования банковской деятельности объектом управления и регулирования является банковская система

Таким образом, система есть множество связанных между собой элементов той или иной природы, упорядоченное по отношениям и обладающее вполне определенными свойствами /37/.

Банковская система представляет собой центральный банк страны, совокупность коммерческих банков (имеющих лицензии на осуществление отдельных банковских операций, исключая операции, которые вправе проводить только банки), объединенных деятельностью на едином финансовом рынке, общими функциями в экономике, подчиняющихся единому банковскому законодательству и единым правилам и обычаям, использующих единую банковскую инфраструктуру. Развитая совокупность банков и иных кредитных организаций отвечает признакам органичной системы, все части которой необходимы и выполняют взаимосвязанные, взаимодополняющие функции. Поскольку содержание функции контроля в значительной мере определяется функцией организации (регулирования), прежде чем перейти к рассмотрению понятия банковского контроля необходимо дать определение банковского регулирования /35/.

В соответствии с теорией управления содержанием функции регулирования является обеспечение функционирования управляемых процессов в рамках заданных параметров. Банковское регулирование – одна из функций Банка России, тесно связанная с банковским надзором. Банковское регулирование предполагает активное упорядочивающее воздействие на деятельность кредитных организаций с помощью различных методов и инструментов. Главной целью банковского регулирования в соответствии с законодательно установленными требованиями служит поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Указанная цель наиболее полно отражает сущность банковского регулирования.

Банковское регулирование – это комплекс законов и система мер, посредством которых государство через уполномоченный орган осуществляет воздействие на второй уровень банковской системы (кредитные организации) с целью обеспечения его стабильного и устойчивого функционирования в рамках общей экономической системы, а также защиты интересов кредиторов и вкладчиков.

Основу системы регулирования деятельности кредитных организаций должен составлять набор допустимых экономических и неэкономических (административных) мер. Принципиальное различие между экономическими и административными инструментами состоит в способе воздействия на деятельность кредитных организаций – через рыночные отношения и помимо них /30/.

К экономическим мерам относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установления прямых запретов или ограничений. В данную категорию входят, например, резервные требования (отчисления в фонд обязательных резервов), установление нормативов ликвидности и достаточности капитала, ограничений на размеры рисков и другие требования, устанавливаемые Банком России и применяемые к различного рода банковским операциям.

К административным мерам относятся прямые ограничения или запреты, устанавливаемые государственными органами и Центральным банком по отношению к кредитным организациям. В качестве административных мер

используются такие инструменты, как лимитированные доли участия в уставном капитале банка, ограничение на открытие филиалов, расширение деятельности, осуществление отдельных видов операций, установление лимитов (пределов) на выдачу различных категорий ссуд или привлечение средств и т.д.

Таким образом, в основе банковского регулирования лежат процессы разработки и утверждения уполномоченными учреждениями конкретных правил или инструкций, базирующихся на действующем законодательстве и определяющих структуру и способы осуществления банковского дела. Результатом данного процесса является формирование таких рамок поведения банков, которые способствуют поддержанию надежности и эффективности всей банковской системы.

Эффективное регулирование невозможно без осуществления контроля за деятельностью управляемого объекта /38/.

Как и другие организации, банки являются объектами контроля со стороны полномочных органов (Приложение 1).

Каждый из указанных органов и организаций преследует при проверке поставленные перед ними цели, которые могут существенно различаться и даже находиться в противоречии. Из всех перечисленных субъектов контроля только Банк России и аудиторские фирмы в ходе проверок кредитных организаций руководствуются целью обеспечения стабильности банковской системы, т.е. способствуют достижению одной из главных целей банковского регулирования.

Вследствие этого возникает понятие банковского контроля как специфической функции управления вторым уровнем банковской системы.

В соответствии с теорией управления контроль означает процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.

Исходя из рассмотренных целей банковского регулирования банковский контроль– это процедура оценки успешности выполнения целей, поставленных перед банковской системой, т.е. сопоставления реальных достижений с показателями, установленными регулирующими и управляющими органами (идея обратной связи). В результате выявляются отклонения с тем, чтобы либо исправить отрицательные результаты и устранить или предотвратить негативные тенденции, либо усилить действие отдельных факторов, если результаты позитивные /32/.

Таким образом, задача банковского контроля – определить совпадения или отклонения (недостатки) в системе регулирования банковской системы, способствовать устранению выявленных отклонений и выработке эффективных решений. Организация банковского контроля зависит от проводимых проверок, инспекций на местах (Приложение П).

Банковский контроль осуществляется как за функционированием системы в целом, так и за деятельностью конкретных банков в частности /37/.

7 Правовой статус кредитной организации, банка и небанковской кредитной организации.

Правовой статус кредитных организаций регулируется нормами различных отраслей права:

- в общих аспектах, как правовой статус субъекта предпринимательской деятельности - нормами конституционного права,

- непосредственно, как правовой статус субъекта, гражданско-правовых отношений - нормами гражданского права;

- как правовой статус субъекта банковских отношений, то есть субъект взаимоотношений с Банком России, по поводу соблюдения и исполнения правил проведения банковских операций - нормами банковского права.

Конституция Российской Федерации и другие федеральные законы предусматривают определенные гарантии правового статуса кредитной организации. Например, статьи 8, 34, 35 Конституции РФ предусматривают гарантии против незаконной конкуренции, против монополизации. Важно, чтобы эти гарантии реально действовали в банковской системе. К этому вопросу мы еще вернемся в главе IX настоящей книги.

Следует различать правовой статус и правовое положение кредитной организации.

Общий правовой статус (правоспособность, права и обязанности) у всех российских кредитных организаций одинаков.

Правовое положение у всех разное в зависимости от того, в какие гражданско-правовые отношения вступает кредитная организация. Их может быть больше или, наоборот, меньше. Здесь все зависит от предпринимательской деятельности кредитной организации, от того, насколько эффективен ее банковский бизнес.

Однако и здесь должны быть созданы соответствующие гарантии. Смысл их состоит в том, чтобы в экономике страны были созданы одинаковые условия для предпринимательской деятельности всех субъектов. Для этого закон должен предусматривать равные условия бизнеса, с одной стороны, и более гибкие формы этого бизнеса - с другой.

Пока же Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", на наш взгляд, предусматривает примитивный набор возможностей для выбора организационно-правовых форм банковского предпринимательства.

Если анализировать только догму банковского права, то получается, что банковское законодательство предусматривает только универсальные банки и другие кредитные организации. В ряде случаев закон не содержит признаков такого понятия, как государственный банк, хотя на практике некоторые банки, на наш взгляд, являются государственными (например, Сбербанк, Внешторгбанк). Нет в законодательстве понятий специализированного и регионального банка. В этом смысле набор статусов весьма однообразен.

Такое могло бы подходить к стабильной экономике, но никак не к переходной экономике России.

Учитывая, что в России пока еще существуют проблемы с законностью в банковской системе, как раз было бы полезным использование разнообразных организационно-правовых форм и видов кредитных организаций. Причем это должны быть не просто экономические или финансовые понятия, а четкие определения, закрепленные в законе. Пока же такой четкости нет. Поэтому банк может, например, называться сберегательным, но ничем, кроме названия, не отличаться от других банков.

В других странах эти вопросы решены однозначно.

Например, банковская система Италии предусматривает государственные банки.

Или, например, посмотрим на банковскую систему Швейцарии. Это гибкая и разветвленная система. В ней есть крупные банки, есть частные банкирские дома, есть региональные банки, сберегательные кассы, ссудные кассы. В Швейцарии имеется 29 кантональных банков (так называемые "домашние банки" кантонов, которые работают именно и прежде всего в кантоне). Все они являются государственными: государство отвечает по их обязательствам, а управление осуществляется с участием местных органов управления. Они универсальны. То же относится и к сберкассам и региональным банкам. Это весьма многочисленная и гетерогенная группа. Часть этих институтов принадлежит государству, а часть организована в форме товариществ. Тем не менее вне зависимости от формы собственности целевой рынок здесь является локальным. Самая многочисленная (более 1000) - группа ссудных касс, организованная по немецкой системе Райффазена. Кредиты эти кассы выдают только своим членам[Банковский порт фель-1. - М.: "СОМИНТЭК", 1994, с. 235.].

Можно было бы приводить и другие примеры того, что во многих современных зарубежных странах существует разветвленная банковская система и в действующем законодательстве предусмотрены различные виды банков, а не только их общий правовой статус.

Однако перейдем теперь к анализу догмы банковского права.

Кредитная организация - это понятие, которое является общим для банков и небанковских кредитных организаций. Банк - это разновидность кредитной организации.

В Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" (ст. 1) приводится определение кредитной организации: "Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество".

В этом определении содержится несколько существенных признаков.

Во-первых, кредитная организация - это юридическое лицо. В п. 1 ст. 48 ГК РФ сказано: "Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету".

Поскольку в Федеральном законе сказано, что кредитная организация - это хозяйственное общество, которое образуется на основе любой формы собственности, то, стало быть, ее имущество как юридического лица не может принадлежать ей иначе чем на праве собственности.

Принципиальное понимание кредитной организации как юридического лица и целого ряда связанных с этим пониманием финансовых вопросов основывается на положении, которое закреплено в п. 2 ст. 48 ГК РФ, где сказано, что "в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы..."

В связи с тем, что кредитная организация может быть создана только как хозяйственное общество, то, следовательно, ее участники имеют в отношении ее только обязательственные права. К этому вопросу об обязательственных правах мы еще вернемся, когда будем рассматривать вопрос об уставном фонде кредитной организации.

Согласно ст. 7 Федерального закона кредитная организация должна иметь наименование. Кредитная организация имеет фирменное (полное официальное) наименование на русском языке, может иметь наименование на другом языке народов Российской Федерации, сокращенное наименование и наименование на иностранном языке. Кредитная организация имеет печать со своим фирменным наименованием.

Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер деятельности этого юридического лица посредством использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация", а также указание на ее организационно-правовую форму

Банк России обязан при рассмотрении заявления о регистрации кредитной организации запретить использование наименования кредитной организации, если предполагаемое наименование уже содержится в Книге государственной регистрации кредитных организаций. Использование в наименовании кредитной организации слов "Россия", "Российская Федерация", "государственный", "федеральный" и "центральный", производных от них слов и словосочетаний допускается в порядке, устанавливаемом законодательными актами Российской Федерации.

Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова "банк", Кредитная организация" или иным образом указывать на то, что данное Юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций.

Кредитная организация должна иметь устав. Кредитная организация имеет устав, утверждаемый в порядке, предусмотренном федеральными законами.

В соответствии с требованиями Федерального закона устав кредитной организации должен содержать: 1) фирменное (полное официальное) наименование, а также все другие наименования, установленные федеральным законом; 2) указание на организационно-правовую форму; 3) сведения о месте нахождения (почтовом адресе) органов управления и обособленных подразделений; 4) перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"; 5) сведения о размере уставного капитала; 6) сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и их полномочиях; 7) иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно-правовой формы.

Кредитная организация обязана регистрировать в Банке России все изменения и дополнения, вносимые ею в свой устав. Банк России в месячный срок со дня подачи всех надлежащим образом оформленных документов принимает решение о регистрации изменений и дополнений в уставе кредитной организации.

Во-вторых, основная цель кредитной организации - извлечение прибыли, Кредитная организация - это коммерческая организация. В п. 1 ст. 50 ГК РФ сказано, что "юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)". В п. 2 ст. 50 ГК РФ предусматривается, что "юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий".

Юридическое лицо должно быть зарегистрировано соответствующим государственным органом. Кредитные организации регистрируются Банком России.

В-третьих, кредитная организация наделена специальной правоспособностью. Это означает, что она действует на основании своего устава и разрешения (лицензии), выданного Банком России.

Правоспособность - это предусмотренная законом способность лица приобретать определенные права и обязанности. Для кредитной организации это специальная правоспособность юридического лица. Специальная правоспособность означает, что юридическое лицо как субъект предпринимательской деятельности может осуществлять только те виды деятельности, которые предусмотрены уставом. Следовательно, юридическое лицо может быть участником только тех правоотношений, которые обусловлены этими видами деятельности.

Законодательство предусматривает, что определенные виды предпринимательской деятельности являются правомерными только в том случае, если они осуществляются на основе соответствующей лицензии

Кредитные организации действуют на основе лицензий, выданных Банком России.

В-четвертых, кредитная организация осуществляет банковские операции, которые, как сказано в ст. 1 Федерального закона, предусмотрены в этом же Федеральном законе. Заметим, что в ст. 1 Федерального закона не употребляется термин "сделки", в то время как в ст. 5 этого же Закона, которая называется "Банковские операции и другие сделки кредитной организации", указывается не только перечень банковских операций, но и перечень сделок. Перечень сделок не закрыт, так как помимо указанного перечня, кредитная организация, как сказано в этой же статье, может совершать и другие сделки.

В-пятых, кредитная организация может создаваться и функционировать только в форме хозяйственного общества. Согласно гражданскому законодательству организационно-правовой формой кредитной организации могут быть только акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью. Это означает, что учредители кредитной организации не могут использовать в процессе ее создания другие организационно-правовые формы учреждения, кооперативы и другие организационно-правовые формы, кроме как хозяйственное общество.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

По действующему на сегодняшний день банковскому праву предусмотрено два вида небанковских кредитных организаций: - расчетные НКО; - инкассаторские[Приказ ЦБР от 8 сентября 1997 года № 02-390 "О введении в действие Положения "О пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организаций инкассации"// Вестник Банка России от 16 сентября 1997 года, № 59.].

8 Правовая регламентация порядка регистрации и лицензирования кредитных организаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: