Мы должны славить Господа Бога, нашего Творца, Создатели и Благодетеля, “на всякое время и на всякий час”. Каждый день нашей жизни должен быть посвящен прославлению Господа и служению илу: “На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки и в век века”... Однако Святая Церковь выделяет специальные дни особого прославления Господа, а также Пресвятой Богородицы, святых ангелов и святых угодников Божию. Эти дни называются праздниками, или праздничными днями. Праздники установлены, во-первых, для того, чтобы сделать паше общение с горним миром более близким, более крепким (ведь по немощи человеческой мы можем погрузиться в житейские заботы и забыть о Боге, а праздники и являются хорошим напоминанием нам о “едином на потребу”), во-вторых, чтобы дать нам отдых от повседневной работы. Из Священного Писания мы знаем, что праздники Боже установление: “Помни день субботний...” гласят 4-я заповедь Божия.
В праздничные дни, освободившись от обычных житейских занятий, христианин должен проводить время в молитве, в чтении или слушании Слова Божия и душеспасительных книг и в благотворении ближним. Праздники отмечаются также и особо торжественными богослужениями. Праздники можно подразделять по важности воспоминаемых событий, а также по месту и времени празднования. По важности воспоминаемых событий праздники разделяются на великие, средние и малые. Великие праздники в Церковном Уставе отмечаются знаком красного креста в красном круге (+). К этим праздникам принадлежат 12 великих праздников Господних и Богородичных, называемые двунадесятыми; а именно:
|
|
1. Рождество Пресвятой Богородицы 8 сентября (21 сент)
2. Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября (4 декабря)
3. Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта(7 апреля)
4. Рождество Христово 25 декабря (7января)
5. Сретение Господне 2 февраля (15 февр)
6. Крещение Господне (Богоявление) 6 января(19 янв)
7. Преображение Господне 6 августа (19 авг)
8. За неделю до Пасхи “Вход Господень во Иерусалим” (эта неделя называется Неделей Ваии, или Вербным Воскресением)
9. В сороковой день по Пасхе (в четверг)? Вознесение Господне.
10. В 50-й день по Пасхе (в Воскресенье) - день Пятидесятницы, или Троицы.
11. Успение Божией Матери 15 августа (28 авг)
12. Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня 14 сентября (27 сент)
(Праздники перечислены по порядку празднуемых событий).
Праздник Пасхи это “праздников праздник и торжество торжеств”. Он бывает в различные дни месяца марта или апреля (от 22 марта до 25 апреля по ст.ст. в первый воскресный день после весеннего полнолуния).
Великие недвунадесятые праздники
|
|
1. Обрезание Господне и память св. Василия Великого 1 января
2. Покров Пресвятой Богородицы 1 октября
3. Рождество св. Иоанна Предтечи 24 июня
4. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи 29 августа
5. Память свв. апостолов Петра и Павла 29 июня
Двунадесятые праздники имеют дни предпразднества, попразднества и отдания праздника.
Днями предпразднества Св. Церковь приготовляет верующих к встрече дня праздника посредством особых молитв в честь наступающего праздника.
Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднеств, за исключением Рождества Христова, предпразднество которого продолжается 5 дней и Крещения Господня - 4 дня. Предпразднества не имеют только праздник Входа Господня в Иерусалим. Дни попразднества составляют продолжение праздника. В эти дни наряду с песнопениями дневному святому Св. Церковь продолжает вспоминать и прославлять события бывшего праздника. Число дней попразднства неодинаково.
1. Рождество Пресвятой Богородицы 4 дня
2. Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 дня
3. Рождество Христово 6 дней
4. Пятидесятница 6 дней
5. Преображение Господне 7 дней
6. Воздвижение Креста Господня 7 дней
7. Крещение Господне 8 дней
8. Вознесение Господне 8 дней
9. Успение Божией Матери 9 дней
10. Сретение Господне (от 7 до 0 дней) зависит от той или иной близости праздника к Великому посту.
Последний день праздника называется днем отдания праздника. В этот день святая Церковь вновь сосредотачивает все наше внимание на содержании праздника.
СРЕДНИЕ ПРАЗДНИКИ различаются по двум видам. Одни из них обозначаются в Церковном Устава красным крестом в красном полукруге и имеют, как и великие праздники, всенощное бдение (дни памяти св.ап. и евангелиста Иоанна Богослова 8 мая и 25 сентября, св. Иоанна Златоуста 13 ноября, св. Николая Мирликийского 6 декабря и 9 мая, свв. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста 30 января, св. Георгия Победоносца 23 апреля и др.). К разряду средних праздников относятся и праздники храмовые, т.е. праздники в честь святых, во имя которых освящен данный храм, а также в честь тех святых, мощи которых в нем покоятся. Последование этих праздников отличается от великих тем, что в эти праздники совершается служба не только празднуемым святым, но в нее включаются и некоторые другие песнопения. Например, на утрени праздничный канон предваряется каноном Богородице.
Другие средние праздники обозначаются знаком красного креста без полукруга +. В эти праздники совершается служба полиелейная. Может быть совершено и бдение, “аще восхощет настоятель совершити” (Типикон). Служба святым, имеющим означенный знак (+), называется “службой святым с полиелеем”.
МАЛЫЕ ПРАЗДНИКИ бывают также двух видов: одни из них обозначаются знаком три красных точки в красной скобке, что означает службу со славословием (на утрени поется великое славословие, и вся утреня получает праздничное окончание).
Второго вида малые праздники обозначаются знаком черной скобки с тремя черными точками в середине, что означает “шестиричную службу”, т.е. также в этот день нужно петь на вечерне 6 стихир святым на “Господи воззвах” из Минеи.
Дни, не отмеченные в богослужебных книгах никаким знаком, к праздникам не причисляются и имеют буднюю (вседневную) службу.
По месту празднования праздники разделяются на общие, отправляемые всею Православной Церковью, каковы праздники великие, средние и малые, местные, т.е. праздники, которые отправляются в какой-либо одной местности, например, в честь той или иной иконы Божией Матери, или в честь какого-либо святого, которые особенно почитаемы именно в данной местности, и храмовые.
По времени празднования праздники разделяются на неподвижные (непереходные), которые бывают всегда в одни и те же числа месяца (например. Рождество Христово 25 декабря) и подвижные, (которые приходятся в разные числа и даже в разные месяцы, но всегда в одни и те же дни недели, в зависимости от праздника Святой Пасхи, например. Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне Пятидесятница).
|
|
Так как все вообще праздники совершаются Церковью во славу Божию, или в честь Божией Матери, или в честь святых. то по этому признаку праздники разделяются еще на три разряда: праздники Господни (Рождество Христово, Преображение и др.), праздники Богородичные (Рождество Пресвятой Бога родины. Введение Ее во храм и др.) и в честь святых (апп. Петра и Павла, пророка Илии, святителя Николая и др.).
Посты
С древнейших времен Святая Церковь учредила посты. Пост освящен Самим Господом Иисусом Христом, Который перед началом Своего общественного служения провел в посте 40 дней.
О великом значении поста говорят многие Отцы и Учители Церкви, и соблюдение постов вменяется в строгую обязанность всем членам Церкви.
Важнейшим из постов, установленных Церковью, является Великий пост, или Святая Четыредесятница. Пост этот установлен в память и подражание сорокадневному посту Господа Иисуса Христа, с той целью, чтобы христиане, очистившись от своих прегрешений, достойно встретили Св. Пасху. К Св. Четыредесятнице примыкает Страстная седмица, посвященная воспоминанию о страданиях и крестной смерти Христа Спасителя. Этот пост строгий: запрещается вкушать мясную, молочную, яичную и рыбную пищу, кроме двунадесятых праздников Благовещения и Входа Господня в Иерусалим, когда разрешается вкушение рыбы.
Следующим постом является Петров пест в честь и память святых Апостолов. Он начинается с понедельника после Недели Всех святых и оканчивается в день памяти свв. апп. Петра и Павла. Продолжительность его в разные годы неодинакова (от шести недель до одной недели и одного дня) и зависит от дня празднования Пасхи в данном году. В этот пост разрешается вкушение рыбы, кроме среды и пятницы.
|
|
Третьим годовым постом является Успенский пост. Установлен он в честь Божией Матери, в память Ея Успения. Пост начинается с 1 августа и оканчивается в праздник Успения. В этот пост, как и в Великий, запрещается вкушать рыбу, кроме праздника Преображения.
Последним годовым постом является Рождественский пост, установленный в честь Рождества Христова, цель его приготовить христиан к встрече этого светлого и радостного праздника. Начинается пост на следующий день после памяти св. ап. Филиппа (отсюда он иногда называется в народе Филиппов пост) (“Филипповка”) и продолжается до праздника Рождества Христова. В этот пост разрешается рыба, как и в Петров пост.
Кроме этих многодневных постов есть посты однодневные, К ним относятся еженедельные посты в среду и пятницу каждой недели. Пост в среду установлен в воспоминание предания Иисуса Христа Иудой, а пост в пятницу в память крестных страданий и смерти Спасителя.
В году есть несколько недель, в которые пост в среду и пятницу отменяется (сплошные недели-седмицы): это 1)святки, т.е. время от празднования Рождества Христова до кануна праздника Крещения Господня, 2 Неделя о мытаре и фарисее, 3) сырная неделя (или масленица, на этой неделе запрещается вкушать мясо), 4) Пасхальная и 5) Троицкая недели.
К однодневным постам относятся посты в день праздника Воздвижения, в день памяти Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а также в канун праздников Рождества Христова (день особо строгого поста, которым завершается Рождественский пост), и Богоявления, последние два дня называются сочельниками.