Чинопоследование великой вечерни

Чинопоследование великой вечерни - раздел Религия, ЛИТУРГИКА. 2 КЛАСС Великая Вечерня Частично Изложена В Седьмой Главе Типикона, К...

 

Великая вечерня частично изложена в седьмой главе Типикона, которая имеет следующую надпись: «…во дни недельные, идеже всенощные не бывают, или настоятель не изволит, поется вечерня великая, такожде и утреня во свое время».

Порядок же вечернего входа изложен во второй главе Типикона. Отпуст вечерни изложен в седьмой главе Типикона и в Служебнике.

Начинается великая вечерня таким же порядком, как и вечерня вседневная, то есть в начале читается девятый час. По прочтении его священник отдергивает завесу (катапетасму) и перед царскими вратами, на амвоне произносит возглас: «Благословен Бог наш…».

Чтец: «Аминь. Приидите поклонимся» (трижды) и далее читает 103 псалом.

Священник в это время перед святыми вратами читает светильничные молитвы.

После великой ектении «Миром Господу помолимся» поется «Блажен муж» — первый антифон, то есть первая «Слава» первой кафизмы. Если великая вечерня совершается под воскресный день, то стихословится вся первая кафизма, на которой после каждой «Славы» перед царскими вратами производится малая ектения.

Пение антифона «Блажен муж» по содержанию своему и форме отличается торжественностью. Поэтому он «не полагается» в дни, когда нет полиелея (торжественного пения «Хвалите имя Господне») на утрене. («Блажен муж» на вечерне как бы символически соответствует полиелею на утрене). Этого пения не бывает и тогда, когда праздники с полиелеем совпадают с днями Великого поста, ибо этот пост есть время сокрушения о содеянных грехах и он подводит к Страстной Седмице, когда вспоминаются страдания Христа Спасителя.

После малой ектении хор поет сто сороковой псалом: «Господи, воззвах» и стихиры по Уставу. Во время пения «Господи, воззвах» диакон или священник, как и на вседневной вечерне, совершает каждение вокруг престола, всего алтаря, иконостаса, клира, молящихся и всего храма.

По окончании пения стихир «И ныне» поется стихира, которая называется «Богородичной». На малой вечерне и вечерне вседневной поются обыкновенные Богородичные стихиры (не догматики) и содержат прославление Божией Матери. В пятницу и на бдении в неделю (то есть под воскресенье) после стихир на «Господи, воззвах» поется Богородичен догматик текущего гласа.

Во время пения «И ныне» диакон отверзает царские врата, и совершается вход. Сначала священник вместе с диаконом прикладываются к святому престолу.

Затем диакон берет кадило и испрашивает на него благословение у служащего священника.

Священник, благословляя кадило, с молитвой: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже приемь в пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятого Твоего Духа», идет за диаконом от южной стороны престола через горнее место северной дверью на солею. Перед ними предносится свеча, которая ставится справа от святых врат.

Диакон кадит икону Спасителя и Божией Матери и тихо произносит: «Господу помолимся».

Священник останавливается против царских дверей и читает тайную молитву входа: «Вечер и заутра, и полудне…».

Диакон, покадив иконы и священника, и повернувшись к нему, берет перстами правой руки орарь и, указывая к востоку, говорит: «Благослови, Владыко, святый вход».

Священник благословляет к востоку и произносит: «Благословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Диакон: «Аминь» — и кадит снова священника. Когда окончится пение догматика, диакон становится в царских вратах и, начертав кадилом крест, возглашает: «Премудрость, прости».

На клиросе поют: «Свете Тихий…».

Диакон входит в алтарь и кадит святой престол.

За ним входит в царские врата священник, который целует при этом находящиеся на святых вратах иконы Спасителя и Божией Матери1.

Войдя в алтарь, диакон кадит престол и горнее место. Священник же, целуя святой престол, идет на горнее место и становится по правую его сторону, обратившись лицом к западу.

Диакон, став на левой стороне святого престола, произносит: «Вонмем».

Священник: «Мир всем».

Хор: «И Духови Твоему».

Диакон: «Премудрость, вонмем» — и затем произносит прокимен дня со стихами (см. Служебник, Часослов, Следованную Псалтирь), после чего царские врата закрываются.

Каждому дню недели соответствует свой особый прокимен.2 Во все воскресные дни в течение всего года поется один и тот же великий прокимен: «Господь воцарися, в лепоту облечеся» и далее три стиха. В Господские праздники вечером: Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Вознесения, Воздвижения, если они приходятся на понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу, поется особый великий прокимен. Если же эти праздники выпадут на субботу, то в субботу вечером поется прокимен: «Господь воцарися…», а великий прокимен праздника поется в самый день праздника в пятницу вечером (Типикон, последование 27 сентября).

На некоторые праздники и памяти святых полагаются чтения паримий. Каждая паримия предваряется возгласом диакона: «Премудрость», а когда чтец скажет название чтения, например: «Бытия чтения», диакон возглашает: «Вонмем», затем чтец читает паримии.

После прокимна, а если есть паримии, то после паримий, диакон через северную дверь выходит из алтаря и произносит сугубую ектению: «Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем». Если нет диакона, то священник эту ектению произносит в алтаре. Во время ектении священник внутри алтаря стоит пред престолом и по окончании ектении произносит возглас: «Яко милостив и человеколюбец Бог еси…».

За возгласом читается молитва: «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам…». После чтения этой молитвы диакон произносит просительную ектению, начинающуюся словами: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви». Эта ектения является как бы продолжением предшествующего моления «Сподоби, Господи…».

Далее поются «стихиры на стиховне» с особыми стихами к ним, которые находятся наряду в службе.

Затем читается «Ныне отпущаеши» и Трисвятое по «Отче наш…».

После этого священник произносит возглас: «Яко Твое есть царство…».

Хор отвечает: «Аминь» и поет тропарь праздника с Богородичным воскресным по гласу тропаря.

При пении тропаря открываются святые врата, и диакон выходит на солею и становится напротив образа Спасителя. По окончании пения тропарей он возглашает: «Премудрость».

Хор: «Благослови».

Священник: «Сый благословен Христос Бог наш…».

Хор: «Аминь». «Утверди, Боже…».

Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Хор: «Честнейшую…».

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже…».

Хор: «Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды), Благослови».

Затем священник делает отпуст, а хор поет многолетие: «Великого Господина и отца нашего Алексия, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси…».1

После отпуста священнослужители (священник и диакон) входят в алтарь, царские врата закрываются и завеса задергивается.

Если только великая вечерня совершается вместе с утреней, то после пения тропарей диакон возглашает: «Премудрость».

Хор: «Благослови».

Священник: «Сый благословен Христос Бог наш…».

Хор: «Аминь. Утверди, Боже…».

Священник: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей Троице…».

Хор: «Аминь».

После этого сразу же чтением шестопсаломия начинается утреня.

На великой вечерне особенного внимания заслуживают те песнопения, которые не встречаются на вседневной вечерне. Поэтому необходимо указать как на историческую, так и на символическую сторону этих песнопений.

Так, например, употребляемая первая кафизма на великой вечерне, то есть пение «Блажен муж», встречается в памятнике VI века, именно, в описании Синайской вечерни у святых Иоанна и Софрония. У Никона Черногорца — (в Тактиконе XI века) имеется рассказ Софрония и Иоанна Синайской вечерни конца VI века. «Сказывал нам авва Иоанн и авва Софроний, — говорит автор данного известия,— пред святою неделю (воскресеньем) пошли мы к авве Нилу на гору Синайскую. Старец был вверху, на вершине горы. Так как мы пришли к вечерне, то он начал: «Слава Отцу» и проч., и после того как сказал: «Блажен муж» и «Господи, воззвах» без тропарей… со стороны слушателей задавали вопрос: «Почему авва Нил не сохраняет чина кафолической церкви, когда поет «Господи, воззвах» без тропарей».[9] Из приведенного отрывка можно сделать заключение, что в состав вечерни VI века пение «Блажен муж» уже входило.

В этом псалме, то есть «Блажен муж», по толкованию архиепископа Вениамина, и в двух последующих прославляется обещанный всему миру Ходатай, Христос, Сын Божий. Содержание этих псалмов следующее: «Вочеловечившееся Слово Божие есть един Блаженный Муж, который греха не сотворил. Он есть древо жизни. Это древо нечестивых демонов возметает, как прах…».2

Песнопения, посвященные Божией Матери, называются Богородичными. Богородичные многообразны. Из них особое богословское значение имеют догматики. Стихира «Богородичен догматик» называется так, ибо происходит от греческого слова «догма», это значит «учение». В догматике содержится похвала Пресвятой Богородице и догматическое учение о Лице Иисуса Христа (христология), то есть учение о воплощении Господа и соединении в одном Лице Его двух природ — Божественной и человеческой.

Во время пения Богородичной стихиры совершается вечерний вход.

Вход со светильником и кадильницей означает приход Христа в мир для просвещения его: «Я есть свет миру» (Ин. 8, 12). Перед входом на вечерне отворяются царские врата, и священник в предшествии свещеносца и диакона выходит боковыми, а не царскими дверями, изображая Господа, Который пришел на землю не в славе царской, а в образе раба, как тихий свет вечера, скрыв Божественную славу Свою. Открытие Царских врат и означает именно то, что рай Боговедения и Богообщения, закрытый преступлением и грехом Адама Ветхого, вновь отверзается пришествием на землю Адама Нового, воплотившегося Слова и Богочеловека. При этом входе, говорит Симеон Солунский, «иерей несет или благовоннейшее кадило, которое означает святую душу Христа и жизнь Его, или держит Евангелие, как быСамого Господа, и с ним наклоняется в знак того, что Христос нисшел к нам. Потом он выпрамляется, показывая, что Христос и Сам восшел, и нас воздвиг с Собою. Это выражает он также или, творя крест кадильницею, словами: «Премудрость, прости», или же возвышением Евангелия».[10]

При служении с диаконом впереди несут светильник, знаменующий свет Христов; за светильником следует диакон с кадильницею, изображающий как бы Предтечу, а за ним идет священник «прост» (Типикон, 2 глава), то есть прям, с опущенными вниз руками, знаменуя величие Христа, пришествие в мир Которого он в это время изображает. Во время входа священник после тайного возглашения диакона «Господу помолимся» тайно читает молитву входа «Вечер и заутра, и полудне хвалим…». Что касается догматического смысла входа на вечерне, то к сказанному в тексте следует прибавить еще следующее: «Иисус Христос пришел в мир через Божию Матерь». Поэтому вполне уместно и необходимо пение Богородична при совершении этого действия. Что же касается истории символики входа, то следует различать вход на литургии и вход на вечерне, хотя возможно, что они восходят к общему корню. Общий первоначальный смысл входа, несомненно, есть первое вступление в алтарь. Лишь впоследствии вход отодвинулся от начала службы, но все же и в наше время находится близко к нему. Одно из древнейших, если не самое древнее упоминание входа на вечерне, есть 90 правило Трулльского Собора (VII век).

После пения Богородичной стихиры диакон возглашает: «Премудрость, прости». «Здесь слово «Премудрость» означает Христа, — объясняет архиепископ Вениамин.[11] Слово «прости» означает в переводе «прямое» или «прямо» и имеет многоразличный и многообразный смысл. Непосредственно оно означает приглашение стоять благоговейно «прямо». Диакон перед священником именно изображает святого пророка Иоанна Предтечу».[12]

Святой Герман объясняет это слово так: «Да возносим сердца наша вместе с попечениями над всем земным и да уразумеем откровение благ».[13]

Тропарем называется краткое молитвенное обращение к святому или же к памяти прославляемого церковью лица, день которого празднуется в связи с воспоминанием священного события. После тропаря следует Богородичен.

На воскресном всенощном бдении тропарь и Богородичен заменяются тропарем: «Богородице, Дево, радуйся». Основное содержание тропаря «Богородице, Дево, радуйся…» — евангельское, и состоит оно из соединения приветственных слов Архангела Гавриила и Елизаветы, обращенных к Божией Матери (Лк. 1, 28-42). Слова этого тропаря мы имеем в древнем списке литургии ап. Иакова. Позже, в XI веке, прибавляются слова: «Яко Спаса родила еси душ наших».

Пение тропаря «Богородице, Дево радуйся» на великой вечерне под воскресенье определяется следующими правилами:

1) если на воскресенье не выпадает святой с бдением, то по «Ныне отпущаеши…» и «Отче наш…» поется тропарь: «Богородице, Дево, радуйся» (трижды) (Типикон, 2 и 4 главы);

2) если воскресенье совпадет с праздником святого с бдением, то поется «Богородице, Дево, радуйся» (дважды) и тропарь святому (единожды);

3) если служба святому с бдением совпадет со службой в будние дни, то поется тропарь святому (дважды) и «Богородице, Дево, радуйся» (единожды);

4) в Господские и Богородичные праздники в воскресенье пение «Богородице, Дево, радуйся» заменяется пением тропарей праздника;

5) в воскресенье, с которым совпадает предпразднество Преображения, Введения, Благовещения или же отдание Введения и Благовещения, «Богородице, Дево, радуйся» поется как в службу под воскресенье, то есть если не выпадет память святому, которому полагается совершать бдение, а в остальных случаях, как при святом с бдением.

Если празднуется память двух святых в будние дни, то поется тропарь первому святому, на «Слава» — тропарь второму святому и на «И ныне» — Богородичен по гласу второго тропаря.

Если в будние дни совершается празднование святому с полиелеем или великим славословием, то поется тропарь святому (единожды), а на «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря чтимого святого из третьего приложения (то есть воскресный Богородичен).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: