После «Един свят…» хор поет причастен1:
а) Воскресный причастен всех гласов: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних».
б) Причастен в дни Святой Пасхи по ее отдание: «Тело Христово приимите, Источника Безсмертнаго вкусите».
в) Причастен праздников Богородичных: «Чашу спасения прииму и Имя Господне призову».
г) Причастен праздников в честь апостолов: «Во всю землю изыде вещание их и в конце вселенныя глаголы их».
д) В дни памяти святых: «В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится» (и другие, см. по Уставу).
е) В дни других священных воспоминаний поются особые причастны (по Уставу).
Во время причащения священнослужителей на клиросе после причастного стиха поется праздничное песнопение, имеющее отношение к памяти дня, или читаются молитвы перед причащением. (Затем в некоторых храмах при соборном служении обычно произносится проповедь).
Диакон, войдя в алтарь, говорит священнику: «Раздроби, владыко, Святый Хлеб» (при архиерейской службе: «Раздроби, Владыко, Святый Агнец»).
|
|
Священник с особым вниманием и благоговением разламывает Святой Хлеб по надрезу на четыре части, тихо произнося: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающыяся освящаяй».
Агнец Божий, по учению Церкви, выраженному в этой молитве, неразделяем, потому что Господь Иисус Христос присутствует в каждой частице всецело, истинно и действенно, никогда не иждиваемый, ибо Святое Таинство Тела и Крови Господней установлено на все времена.
Четыре части Святого Хлеба полагаются на дискосе крестообразно:
частица с печатью ИС — в верхней стороне дискоса;
частица с печатью ХС — в нижней стороне дискоса;
частица с печатью НИ — с северной стороне дискоса;
частица с печатью КА — с южной стороны дискоса.
Диакон, указывая орарем на потир, говорит священнику: «Исполни, владыко, святый потир».
Священник, взяв частицу ИС и сотворив ею знамение креста над потиром, опускает ее в потир со словами: «Исполнение Духа Святаго».
Диакон: «Аминь». И, взяв ковшец с теплотой (горячей водой), подносит его священнику, говоря: «Благослови, владыко, теплоту».
Священник, благословляя, говорит: «Благословена теплота святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
Диакон крестообразно вливает теплоту в потир в количестве, необходимом для причащения, говоря при этом: «Теплота веры, исполнь Духа Святаго. Аминь».
После этого священник берет асть Святого Агнца с печатью ХС и разделяет ее на частицы по числу причащающихся священнослужителей.
Затем все священнослужители со умилением молятся: «Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении, вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец».
|
|
После молитвы священнослужители полагают земной поклон пред престолом, кланяются друг другу и верующим, находящимся в храме, со словами: «Простите ми, отцы и братие», и снова творят земной поклон со словами: «Се, прихожду к Безсмертному Царю и Богу нашему». Священник: «Диаконе, приступи».
Диакон, подходя с северной стороны, произносит: «Преподаждь ми, владыко, Честное и Святое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».
Священник дает диакону частицу Святого Тела со словами: «(имя рек) священнодиакону, преподается Честное, и Святое, и Пречистое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов его и в жизнь вечную».
Диакон принимает эту частицу Святого Хлеба в ладонь правой руки, лежащей на ладони левой, целует подающую руку священника и отходит к северной или восточной стороне престола, где, приклонив голову и держа руки над престолом, ожидает (одновременно со священником) чтения молитвы пред причащением.
Священник берет себе частицу Святого Хлеба левой рукой, полагает на ладонь правой, говоря: «Честное и Пресвятое Тело Господа и Бога Спаса нашего Иисуса Христа преподается мне (имя рек), священнику, во оставление грехов моих и в жизнь вечную».
После этого священнослужители тайно каждый молятся: «Верую, Господи…», «Вечери Твоея тайныя днесь…» И причащаются со страхом Божиим и «всяким утверждением» (Служебник).
Причастившись Святого Тела Христова, священник берет обеими руками потир, причащается трижды из него Божественной Крови, говоря: «Честныя и Святыя Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, причащаюся аз, раб Божий, священник (имя рек), во оставление грехов моих и в жизнь вечную. Аминь».
Чтобы ни одна капля не упала из потира, причащающиеся пользуются особым платом, один конец которого влагается за верхний передний край фелони, а вторым концом плата берут в руки потир.
Во время троекратного причащения Крови Христовой священнослужители обычно говорят: «Во имя Отца. Аминь; и Сына. Аминь; и Святаго Духа. Аминь».
После причащения священник вытирает свои губы и край потира тем же платом и целует край потира, как бы пронзенные ребра Спасителя, произнося: «Се, прикоснуся устнам моим, и отымет беззакония моя, и грехи моя очистит» (подразумевается: Господь).
Целуя потир, священник говорит: «Слава Тебе, Боже» (трижды).
Затем, обращаясь к диакону, он произносит: «Диаконе, приступи».
Диакон подходит и, благоговейно творя поясной поклон, говорит: «Се, прихожду к Безсмертному Царю и Богу нашему, Преподаждь ми, владыко, Честную и Святую Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».
Священник: «Причащается раб Божий, диакон (имя рек), Честныя и Святыя Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную».
После причащения диакона священник говорит: «Се, прикоснуся устнам твоим, и отымет беззакония твоя, и грехи твоя очистит». После этого священник читает молитву благодарения за причащение.
На литургии Иоанна Златоуста: | На литургии Василия Великого: |
«Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче…». | «Благодарим Тя, Господи Боже наш…». |
Затем священник разделяет части Святого Агнца с печатью НИ и КА на столько частиц, чтобы было достаточно для всех причащающихся верующих, и опускает эти частицы в потир, после чего покрывает его покровцем или платом и кладет на него лжицу.
Диакон открывает царские врата (которые остаются открытыми до окончания литургии) и принимает от священника Святую Чашу.