И заамвонная молитва

Диакон, выйдя северными дверями и встав на обычном месте солеи, читает ектению, в которой призывает молящихся благодарить Господа за причащение Святых Тайн: «Прости1, приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Тайн, достойно благодарим Господа».

Хор: «Господи, помилуй».

Диакон: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию».

Хор: «Господи, помилуй».

Диакон: «День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим».

Хор: «Тебе, Господи».

Священник, сложив антиминс к держа в руках Евангелие, изображает им знак креста над антиминсом и возглашает: «Яко Ты еси Освящение наше, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков», после чего он кладет Евангелие на антиминс.

Хор: «Аминь».

Священник — по чтении молитв благодарения за причащение,1 — разрешая молящимся исход из храма, возглашает: «С миром изыдем» (из храма). Этим возглашением в древности заканчивалась литургия. Теперь окончанием литургии служат молитвословия отпуста.

Хор от имени молящихся отвечает: «О имени Господни», то есть не иначе, как с благословением, которое преподается Именем Господа.

Это напутственное благословение и дается священником в особой молитве — заамвонной.

Диакон: «Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Священник в это время выходит из алтаря со Служебником в руках чрез царские врата за амвон (внизу солеи) и читает молитву заамвонную, в которой испрашивается у Господа благословение как для предстоящих, так и для всех членов Церкви: «Благословляяй благословящия Тя, Господи…».

Хор: «Аминь. Буди имя Господне благословенно отныне и до века» (трижды) и 33 псалом: «Благословлю Господа на всякое время…» (не полностью, до слов: «Приидите, чада, послушайте…»).

1. В Светлую седмицу поется только «Христос воскресе…» (многажды).

2. Текст молитвы «Благословляяй благословящия Тя, Господи…» одинаков на весь год для обеих литургий.

3. В древности, во время чтения заамвовной молитвы молящиеся стояли с преклоненными главами. И теперь диакон, в память этого древнего обычая, стоит пред иконой Спасителя, приклонив главу и держа орарь, как при чтении ектении. Этим он подает молящимся пример послушания воле Божией.

3. 12. Потребление Святых Даров

По окончании заамвонной молитвы священник царскими вратами входит в алтарь и читает молитву на потребление Святых Даров. Диакон тогда же входит северными дверями в алтарь, подходит к престолу и, приклонив голову, внемлет этой молитве.

На литургии Иоанна Златоуста: На литургии Василия Великого:
«Исполнение закона и пророков Сам Сый, Христе Боже наш…». «Исполнися и совершися…».

Этой молитвой священник исповедует, что как Сам Господь Иисус Христос исполнил все, что возвещено в Законе и пророках о нашем спасении, так и священнослужители совершили Таинство Святой Евхаристии по заповеди Господней и просят Бога удостоить их в будущем веке насыщаться Его бессмертной трапезы.

По окончании этой молитвы священник благословляет диакона, который, перекрестившись, целует престол и отходит к жертвеннику для потребления Святых Даров.

Если священник служит без диакона, то он сам потребляет Святые Дары.

Для потребления Святых Даров берется плат, один конец которого углом влагается за верхний край фелони или стихаря, другим его концом священнослужитель берет Святую Чашу левой рукой, а правой, при помощи лжицы, с благословением потребляет из Чаши ее содержимое. Затем, ополоснув Чашу водой несколько раз, пока не останется на стенках ее ни малейшей частицы Святого Хлеба, он выпивает эту воду, вытирает Чашу губкой досуха, затем — лжицу платом и убирает сосуды в надлежащее место (сосудохранилище).

Священник, благословив диакона на потребления Святых Даров, раздает антидор, затем благословляет молящихся, стоя в царских вратах лицом к ним и возглашая: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Хор: «Аминь».

Этим благословением совершается переход к молитвословиям отпуста.

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе».

Хор: «Слава… и ныне». «Господи, помилуй (трижды). Благослови».

а) В Светлую седмицу и в отдание Пасхи вместо «Слава Тебе, Христе Боже…» священник и диакон поют «Христос воскресе…» (дважды полностью, а третий раз — половину тропаря, до слов: «…и сущим во гробех»), а хор заканчивает: «…и сущим во гробех живот даровав».

б) От Антипасхи до Отдания Пасхи священник произносит: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе», а хор поет: «Христос воскресе…» (трижды).

3. 13. Отпуст

Священник после пения «Слава, и ныне», «Господи, помилуй», «Благослови» произносит отпуст: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустаго (или: иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския) и святаго (храма и дня), и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

а) В будние дни после Антипасхи до отдания Пасхи принято произносить воскресный отпуст «Воскресый из мертвых…» с упованием имени святого, его же есть день.

б) В Отдание Пасхи произносится пасхальный отпуст (с Крестом в руках).

в) В двунадесятые Господни праздники и до их отдания обычно произносится праздничный отпуст, если попразднство пли отдание не совпадают с воскресеньем.

г) В Великую субботу — отпуст обычный, не воскресный.

По отпусте хор поет многолетие: «Великаго Господина и Отца нашего Алексия, Святейшаго Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшего (имя рек) митрополита, или: архиепископа, или: епископа; титул епархиального архиерея), братию святаго храма сего и вся православныя христианы, Господи, сохрани их на многая лета».

По традиции, перед отпустом священник берет Крест с престола и после отпуста, осенив Крестом оба лика и народ и сам поцеловав Крест, дает его для целования молящимся. По целовании священник опять осеняет Крестом народ и возвращается в алтарь, после чего царские врата и завеса закрываются.

В дни Светлой седмицы и в день отдания Пасхи после отпуста священник, осеняя Крестом на три стороны, возглашает: «Христос воскресе!» (трижды), на что молящиеся, осеняя себя крестным знамением, отвечают: «Воистину воскресе!» Хор также поет «Христос воскресе…» (трижды), заканчивая словами; «И нам дарова живот вечный, поклоняемся Его тридневному Воскресению». Или хор поет: «Воистину воскресе!» (трижды).

По отпусте и многолетии священник, вернувшись в алтарь, если служит без диакона, сам потребляет Святые Дары, а при служении с диаконом произносит трижды: «Слава Тебе, Боже…» и читает благодарственные молитвы по причащении, затем «Ныне отпущаеши…», Трисвятое по «Отче наш…» и отпустительный тропарь.

На литургии Иоанна Златоуста: На литургии Василия Великого:
Тропарь (глас восьмой): «Уст Твоих, якоже светлость огня, воссиявши благодать, вселенную просвети: не сребролюбия мирови сокровища сниска, высоту нам смиренномудрия показа. Но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, моли Слова Христа Бога спастися душам нашим». «Слава», кондак (глас шестой, подобен, «Иже о нас…»). «От небес приял еси Божествен-ную благодать и твоими устнама вся учиши поклонятися в Троице Единому Богу, Иоанне Златоусте, всеблаженне преподобне, достойно хвалим тя, еси бо наставник, яко Божественная являя». Тропарь: «Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово Твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие, отче преподобне, моли Христа Бога спастися душам нашим». «Слава», кондак, глас четвертый, подобен «Явился еси основание непоколебимое Церкве, подая всем некрадомое господство человеком, запечатлея твоими веленьми, небоявленне Василие преподобне».

«И ныне», Богородичен:

«Предстательство христиан непостыдное, Ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы. Но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя».

«Господи, помилуй!» (12 раз). «Честнейшую Херувим…», «Слава, и ныне». Далее священник совершает малый отпуст и снимает священные одежды.

Диакон после потребления Святых Даров, как и священник, читает молитвы по причащении, снимает священные одежды и убирает в надлежащее место все священные сосуды и облачения.

Окончив Божественную службу, священнослужители умывают руки и после поклонения престолу уходят из храма, благодаря Бога за то, что удостоил их совершить Божественную литургию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: