Предмет изучения – космос, мир в целом, природа.
Милетская школа
Основатель – Фалес. Основная идея: вся природа происходит из воды или из некого влажного семени. Отказался от мифологического подхода в обосновании мира, полагал, что познание природы предполагает поиск единства в многообразии ее явлений. Фалесу впервые пришла мысль о единстве мироздания.
Анаксимандр вводит понятие – "айперон" – бесконечное, неопределенное. Не считает воду первоисточником. Общие идеи схожи с законом сохранения энергии. Архэ – айперон. Учение о противоположностях. Акт возникновения – определение неопределенного. Акт уничтожения – из определенного в неопределенное.
Анаксимен предлагает в качестве архэ– воздух (айер) – это некая душа мира. Она не заметна и невидима, но везде присутствует. Наше соприкосновение с мировой душой – дыхание: "мы вдыхаем часть мировой души". Изучал природные явления и объяснял их через влияние воздуха.
Гераклит Эфесский(темный, т.к. сложно его понять). Космос не создан ни кем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами воспламеняющимися и мерами угасающими. Считает, что пламя постоянно, но постоянно изменяющееся.
Элейская школа
Анаксагор. Его космология развивалась в контексте стремления ранних греческих мыслителей объяснить физическую вселенную посредством введения понятия первоначала – основы всех вещей. Выдвинул учение о неразрушимых элементах – семенах вещей(позже названы гомеомериями), которые неизменны, неисчисляемые, бесконечно малы. Концепция "нуса"(сознание или ум) – тончайшего вещества, которое является движущей силой космогонического процесса.
Эмпедокл.
Полагал, что две космические силы – "любовь"(влага) и "вражда"(ненависть, огонь) – нах в постоянном взаимодействии, объединяя и разъединяя 4 основных элемента. Считал, что от воспринимаемого объекта постоянно отделяются материальные "истечения", проникающие в поры органов чувств(узкие они или нет).