Античная диалектика и ее особенности

Диалектика – учение о всеобщих связях и развитии.

Особенности античн. диалектики:

1) Для ранних натурфилософов характерн. особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассм. космос как непр-но измен-еся целое,в кот.неизменное и самотождественное первонач. предстает в разл-х формах, испыт. всевозможн. превращ.

Особенно ярко представлена Д у Гераклита, согласно кот.всё сущее надо мыслить как подвижн. единство и борьбу противоположностей.Считал первонач. огонь: огненная стихия - самая динамичн. и подвижн. среди эл-тов космоса. У Гераклита мы нах и целый ряд др.наблюдений. К ним относ-я, в частности, универсальн. развит. (его источникомявл. борьба противоположн.). Центр.мотивом всего его учения был принцип -все течет (панта реи). Постоянный ход развития он сравнивал с течен. реки, в кот.нельзя войти дважды. В этом изречении выражена диалектич. идея о наличии в природе вечного изменения.

Гераклитова стихийная Д. Рядом с однозначным подчеркиванием матер-ой осн. всякого бытия и с констатацией бесконечности этого материальн. принципа мы находим у Гераклита и мысль, подчер-щуюбеск-ть материи в историч.смысле слова и очевидное объяснен. ее несотворимости и неуничтожимости: «Этот мир, который для всех не сотворил никто из богов или людей, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, разгорающ. согласно мере и угасающ. согласно мере». Разнообразные проявления существующего мира объясняет одна материя. Она «живет смертью» другой: «Огонь живет смертью земли, воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, земля — смертью воды». Таким обр., Гераклит весьма близко подходит к поним. «творческогоотриц». Обожествляемая греками прир. не отмен.научного хар-ра греческой Ф. Разработанные ими методы – диалог, поиск закономерностей – достигли такого высокого уровня, что на последующ. этапах использовались для обуч. интеллектуалов средневекового общ-ва.

2)Д – искусство ведения диалога, ведения спора. В процессе диалога достигается истина – Сократ, Платон, Аристотель. Д у Сократа – это искус.ведения беседы, как искус. достиж-я истины посред-м выявления противоречивых истин у собес-ка. Сократ сначала задавал самые простые вопросы собеседнику. Сам он надевал маску незнающего и просил объяснить. В этом закл.ирония Сократа. Когда он видел противоречивость суждений собес-ка, то он задавал наводящие? и диалог шел дальше, пока собес-к не приходил в замешательство.

3)Субъективная Д. – Зенон Элейский. Д мышления, Д понятий. Он поставил? о движении, множестве, времени. Античная Д указывала на особую роль противоречий. Так Зенон придерж. т.зрения, что бытие едино и неподвижно. Сама по себе эта идея антидиалектична, но чтобы доказать ее, Зенон использовал диалект.метод (знаменитые апории Зенона, призванные показать, что движение немыслимо без противоречий).

К особенностям античной Д м отнести то, что: Д античных фил-фов не явл научно док-ной теорией, она опир. на созерцание, на непосредств. опыт.не знала идеи прогресса, восхожд. от низшего к высшему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: